Найти в Дзене
Усадьба Кусково

Мастер портрета. Иван Петрович Аргунов

Династия Аргуновых подарила русскому искусству целую плеяду талантливых мастеров – художников и архитекторов. В портретном искусстве XVIII века, новом для русской живописи, особо выделяется творчество Ивана Петровича Аргунова, прошедшего долгий творческий путь от заказных парадных портретов до самостоятельных образов непосредственных и искренних.

Предполагаемый портрет И.П. Аргунова
Предполагаемый портрет И.П. Аргунова

Будущий художник родился в 1729-м году в семье крепостных князя Черкасского, которые, как приданое княжны Варвары Черкасской, перешли в собственность графа Петра Борисовича Шереметева в 1743 году. С намерением сделать талантливого крепостного «домовым» живописцем граф Шереметев отдает его в ученики к модному портретисту-иностранцу Г.-Х. Грооту, работавшему при дворе императрицы Елизаветы Петровны.

Портрет графа Петра Борисовича Шереметева. 1747 г. Гроот Г.Х.
Портрет графа Петра Борисовича Шереметева. 1747 г. Гроот Г.Х.

В период ученичества Иван Аргунов, пробуя себя в церковной и декоративной живописи (писал образы в Воскресенской церкви Царскосельского дворца), проходит хорошую школу рисования и осваивает мастерство портретного искусства.

В 1750-х годах начинает самостоятельный путь в живописи. В первых опытах художник старается следовать западным образцам, но в заимствованных композициях ранних портретов проявляется и индивидуальное, авторское. Парадные портреты занимают важное место в творчестве мастера. Помимо портретирования членов семьи Шереметевых в 1760-е годы художник выполняет графский заказ на создание серии посмертных или «исторических» изображений основателей рода.

Гордостью музейного собрания являются четыре ретроспективных композиции: парные портреты фельдмаршала Бориса Шереметева и его жены и княжеской четы Черкасских.

Как «графский живописец» Иван Аргунов не обладал полной свободой творчества и не мог иметь широкого круга заказчиков. Тем не менее, наследие крепостного художника и педагога значительно, а лучшие из его произведений стоят в одном ряду с работами выдающихся русских портретистов XVIII века. Наряду с хрестоматийными работами мастера из собрания музея, на выставке представлены два портрета, которые, согласно исследованиям последних лет, также можно отнеси к творчеству Аргунова – портреты четы Черкасских, созданные в 1750-х – 1760-х годах.

Помимо занятий живописью деятельность Ивана Аргунова была чрезвычайно разнообразной: художник руководит отбором и закупкой картин для украшения многочисленных шереметевских резиденций, следит за «починкой» живописных полотен. В конце 1770-х годов Петр Шереметев назначает его управителем «Миллионного дома» (дворца Шереметевых на Миллионной улице) в Петербурге, а в 1788 году, переехав в Москву, становится управителем «Московского дома» сына Петра Шереметева, графа Николая Петровича.

Портрет графа Николая Петровича Шереметева. 1765 г. Аргунов И.П.
Портрет графа Николая Петровича Шереметева. 1765 г. Аргунов И.П.

Иван Аргунов имел троих сыновей, которых он обучал живописному мастерству. Старший сын Павел прославился как архитектор и строитель знаменитого Останкинского дворца-театра. Второй сын Николай пошел по стопам отца, став известным художником-портретистом. Самый младший сын Аргунова Яков также разделил увлечение отца и брата портретным искусством. Главный интерес мастера лежал в области графического портрета - он иллюстрировал популярные издания Н.Н. Бантыша-Каменского и П.П. Бекетова.

Выставка Аргуновы. Портреты из собрания Музея-усадьбы «Кусково»