Здравствуйте!
Вряд ли найдётся много читателей, которые не согласятся с тем, что водка - самый русский напиток. Однако водка набирает всё большую и большую популярность во всём мире. На 2019 год, оценочная стоимость мирового рынка водки составляет $48 млрд.
Доля водки среди крепких алкогольных напитков составляла почти 15%. Водка уступает лишь китайскому "Байцзю" (29%). Она более популярна, чем шотландский виски (9%), коньяк (5%) или текила (3%) .
Водка - самый популярный крепкий алкогольный напиток и в Европе и в США. Почти половина её общего потребления приходится на Центральную и Восточную Европу (включая Россию). При этом её потребление в физических единицах сокращается во всей Восточной Европе из года в год.
Структура потребления крепких алкогольных напитков в США (в $) составляла:
- водка - 27%
- американский виски - 18%
- канадский виски - 10%
- текила - 9%
- ром - 9%
На международном уровне, самые популярные бренды принадлежат зарубежным компаниям. Самые популярные из них:
- Smirnoff (Великобритания)
- Absolut (Швеция)
- SKYY (Италия)
- Finlandia (США)
- Ciroc (Великобритания)
Многие крупные иностранные бренды имеют российское происхождение. Так, Пётр Арсеньевич Смирнов основал спиртоводочный завод в Москве в 1863 г., под торговым названием «П. А. Смирнов». После Октябрьской Революции семья Смирновых уехала за границу, в 1924 году оказалась в Польше (Львов) и там начала продавать водку под маркой Smirnoff.
Крупнейшие российские экспортёры водки - «Русский стандарт» и «Белуга».
Мировой рынок огромен, он продолжает свой рост, но в каждой стране полным-полно своих собственных производителей. Рынок международной торговли водкой в 2019 году составил всего $2,18 млрд.
Рассмотрим сначала экспорт водки. На долю европейских производителей в 2019 году пришлось почти 89% всего мирового экспорта.
Экспорт водки в 2019 году (ВТО, млн. долларов США):
Россия занимает третью строчку среди ТОП-экспортёров. Обидно!
Помню как в 2015 году, один из чиновников министерства сельского хозяйства обещал "залить весь мир водкой" в рамках программ поддержки отечественного производителя, утверждая, что водка - это одна из точек роста экспорта.
Пик экспорта российской водки пришёлся как раз на 2012 - 2013 года. Тогда он составлял $220 - $230 млн. Проблема в том, что основные покупатели находились на Украине, в США и Великобритании. Россия потеряла как раз самых крупных своих покупателей.
Сейчас российскую водку покупают больше всего в Великобритании (18,7%), Германии (14,8%) и на Украине (10,3%). К тому же, насколько мне известно, в 2020 году должна начать действовать программа государственной поддержки для экспортёров, и если всё заработает, Россия займёт на этом рынке полагающееся ей место.
На этот вопрос можно посмотреть и с другой стороны. Водка - это наследие Российской Империи. И если взять вместе все осколки Российской империи - Россию, Польшу, Финляндию, Украину и Белоруссию - то всё не так уж и плохо.
А какие государства больше всех тратят на импорт водки. Сомнений нет - это США. Причём, импорт в США составляет две третьих от мирового импорта.
Более подробно по чистому импорту водки в 2019 году (ВТО, млн. долларов США):
Тут есть и такой странный импортёр как Объединённые Арабские Эмираты. Наверное, для туристов покупают? А ТОП-3 - одни англосаксы, уважают они нашу "огненную воду"!
И рассмотрим теперь чистый экспорт водки. Россия также в тройке лидеров. Но появились и новые "имена".
Более подробно по чистому экспорту водки в 2019 году (ВТО, млн. долларов США):
Здесь присутствует такой продавец как Замбия. Уж и не знаю, из чего они делают водку и можно ли водкой называть напиток их производства.
То же по: микроэлектронике, цементу, палладию, сыру, алюминию, алмазам, пиву, электроэнергии, природному газу, нефти, серебру.