Найти в Дзене
Radio Lilu

Так ли хороши электромобили, как нам рассказывают?

Замечаю что у нас в Шеньчжене всё больше и больше электромобилей. Их легко отличить по номерному знаку зелёного цвета (авто с ДВС отмечены синими). Оформить авто в 25-миллионном Шеньчжене сегодня не так-то просто: существуют ограничения. А вот электрокар- пожалуйста! И налогами они облагаются совсем другими. Оказывается, к 2040 году Китай планирует запретить бензиновые и дизельные двигатели, и уже сегодня покупает 20% всех электрокаров в мире, а правительство КНР обещало вложить в эту отрасль около 100 млрд. в ближайшие годы.

Китай в своих порывах не одинок и уже многие страны сделали схожие заявления.
Если рассматривать рынок автомобилей с ДВС, то китайский автопром нельзя считать успешным и за пределы Поднебесной их авто массово так и не поставлялись. А вот что касается электромобилей, то тут ситуация совсем другая: ведь можно смело заявить, что электрокар - это большой гаджет. А кто у нас самый крупный производитель гаджетов в мире? Китай.

Давайте рассмотрим, все "за" и все "против" электромобилей. Основные критерии:

  • Финансы: затраты на обслуживание, налогооблажение, гос льготы (в некоторых странах), скорость потери стоимости.
  • Безопасность
  • Экологичность

Немецкий автомобильный клуб (ADAC) опубликовал исследование, посвященное стоимости эксплуатации электромобилей в сравнении с бензиновыми и дизельными аналогами.
Для того, чтобы сохранять объективность, в список критериев были включены важные факторы: стоимость страховки, транспортный налог, расходы на техническое обслуживание и ремонт, износ покрышек и, разумеется, затраты на электроэнергию или топливо. Стоит отметить, что расчеты по последнему пункту проводились на основе «живых» показателей, но не паспортных данных.
Данные - евроцент/1 км:

  • BMW электро i3/ бензин 218i Active Tourer/ дизель 218d: 53,6/ 60,6/ 57,4
  • Hyundai Ioniq Electric/ бензин i30/ дизель i30: 49/ 51,4/ 52
  • Renault электро Zoe/ бензин Clio: 48/36,4
  • VW e-Golf/бензиновый 1.5 TSI/дизельный 1.6 TDI: 48,6/49,0/47,0
  • Tesla Model X 100D/дизельная Audi SQ7 TDI: 131,9/137,7

Что ещё хочется подчеркнуть в разделе затрат, так это стоимость аккумуляторов. Каждый год литий-ионные аккумуляторы теряют до 20% заряда. Это химическая реакция и от этого никуда не уйти. Вследствие этого, через 5 лет эксплуатации электромобиля потребуется полная замена всех батарей и утилизация старых, что может составить до 50% стоимости всего автомобиля.

-2

Следующим пунктом, который может стать call to action к покупке - это... Нет, не мода. А безопасность. Здесь принципиальных различий с автомобилями с ДВС как будто и нет. Выделяют разве что устойчивость к «кувырканиям кузова» из-за расположенных в днище аккумуляторов, которые придают автомобилю дополнительную устойчивость, что подтверждалось на многочисленных краштестах, и по живой статистике перевёртышей среди электрокаров меньше. Со стороны своего опыта могу сказать, что эти же самые батареи являются и самой опасной частью авто. Дело в том, что литий-ионные аккумуляторы могут возгораться от удара. Довелось наблюдать такое однажды на аэродроме, когда братишка тестировал построенный им квадрокоптер и из-за потери сигнала аппарат спикировал в землю: возгорание было мгновенным и таким сильным, что от модели ничего не осталось в считанные секунды. Конечно, автомобили оснащены всеми необходимыми противопожарными защитами, но всё-же...

Ещё электромобили заслужили высокую оценку безопасности благодаря многочисленным электронным приборам слежения, автопилотам, камерам и датчикам. Хотя не совсем понимаю, где в этом пункте преимущество перед бензиновыми авто, ведь современные модели комплектуют всеми те ми же функциями, независимо от источника «питания». А вот для пешеходов электрокары очень даже опасны, потому что они бесшумны и человек может их просто не услышать. По этой причине в некоторых странах уже принимают законы, обязующие оснащать электромобили специальными устройствами, имитирующими громкий звук мотора.

И, собственно, экологичность
На этапе производства:
Да, согласно исследованиям консалтинговой компании Ricardo производство обычного топливного автомобиля будет включать выбросы в эквиваленте 5,6 т CO2, тогда как для среднего электромобиля эта цифра составляет 8,8 т CO2. Кроме того, почти половина от выбросов электромобиля приходится на производство аккумуляторных батарей, к которым очень много вопросов, таких как использование в производстве кобальта, который добывают не этичным способом с помощью рабского труда в стране. А если кобальт из Конго, то считайте, что из страны, которую раздирает на части война.

На этапе эксплуатации
Сразу отмечу, что шины изнашиваются на микропластик одинаково, вне зависимости от вида двигателя.
Большие споры ведутся по поводу экологичности бензина и электроэнергии, используемой автомобилями.
Топливо имеет большой экологический след: добыча, переработка и транспортировка нефти, плюс выбросы из выхлопной трубы в сумме дают отрицательные условия и города, задыхающиеся от смога.
Аккумуляторы также имеют немалый экологический след, ведь редкоземельные металлы тоже нужно добывать, перерабатывать и транспортировать.

Что касается использования электроэнергии для заряда, то степень её чистоты характеризуется источником. Если электричество добыто с помощью сжигания ископаемого топлива (нефти, газа, угля) или атомной энергии (она считается чище, но всё равно оставляет радиоактивные отходы), то экослед снижается в месте использования (нет выбросов в точке эксплуатации), но в глобальном масштабе картина не меняется - те же уровни выбросов CO2. Для чистоты «электрического топлива» энергия должна быть получена альтернативными способами: ветер, солнце, вода. Поэтому, экологичность электромобиля напрямую зависит от способа добычи энергии в том или ином регионе.

-3


Утилизация АКБ экономически не выгодна, так как этот процесс более энергоёмкий, чем первичное производство. И из-за содержащихся в составе батарей токсичных опасных веществ, их нельзя оставлять без внимания. Отрасль переработки АКБ ещё не окрепла и сегодня утилизируется всего 5% отработанных аккумуляторов. Остальные ждут внедрения новых технологий переработки в бетонных могильниках, либо используются повторно в системах солнечных батарей, уличном освещении, поддержании лифтовых систем.

Что в итоге?
Вывод: электрокары сегодня в глобальном масштабе пока не являются более экономически выгодными, безопасными, экологичными и этичными на все 100%, чем авто с ДВС. Да, преимущество есть, но пока оно не критично. Индустрия пока набирает обороты, и чтобы быть, а не казаться ей ещё нужно пройти множество глобальных реформ. Взять хотя бы количество зарядных станций - их пока меньше, чем АЗС, и владельцам электромобилей нужно тщательно просчитывать свой маршрут.





Авто
5,66 млн интересуются