Найти тему

Почему современной культуре необходимо искусство звука, но спасать мир будет всё-таки кино

Оглавление

Миф о современной культуре

В нашем возлюбленном отечестве в 1990х годах люди родились на костях двух исчезнувших империй. На мировом гуманитарном поле наступает время великих ожиданий, но довольно скоро вновь запускается процесс расщепления. Сегодня пестро рассыпавшаяся действительность, в которой капиталистическим миром сформированы рецепты гармонии и счастья, кажется ужасающей, пока не окунешься в нее с головой – это вечеринка постмодерна. Все здесь кажется привычным и родным. Мы делаем вид, что выбираем, зная, что потребляем заготовленные алгоритмы. Мы удивляемся новому, но забываем об этом на следующий день, и еще из-за чего-нибудь постоянно тревожимся.

Сегодня все мы, жители глобальной деревни, близки как никогда. Конец света, который ожидали одни, все ещё не наступил, а прогресс, воспеваемый иными, замедлился. Нас объединяет большой и страшный миф о «кризисе культуры», а если точнее, кризис осознанности, выражающийся в нежелании принять сложную действительность. Вчерашние подростки действительность эту видели в гробу, сегодняшние мужи готовы выстраивать новую рациональность. Моей же собственной смелости хватит лишь на то, чтобы помыслить о концепте выхода из кризиса осознанности. Дать не очень убедительный ответ на вопрос «зачем?» – самый важный вопрос в любой ситуации, давно обогнавший по популярности некогда царствовавший «почему?».

Черкасова А. - Вечеринка
Черкасова А. - Вечеринка

Одни верят в золотой век, другие в прогресс, третьи в цикличность, а кто-то в конфликт и борьбу классов – причуды у всех разные. Другие подходят к таким вопросам чуть более деликатно: ведь, в конечном счёте, то, что называют «закатом» или «новой зарей», для людей, ценящих своё время, является солнцем и выделяемой им энергией в виде тепла и света. Но и среди последних найдутся гурманы: между своим действительным и желаемым состоянием, они чаще выберают расстояние между ними. Я полагаю, в последнем случае речь идет в том числе о музыкантах, потому как, пожалуй, именно в этом расстоянии рождается чистый, еще не обремененный образом звук.

Конец света так и не наступил, а прогресс не переселил нас и наши проблемы на Марс. Высокие скорости характерны для современной техники и для ее операторов – для всех остальных время, напротив, замедляется, словно им дается еще одна возможность успеть прибраться у себя в голове. Конечно, время, которое нам подарила научно-техническая революция, можно тратить на все что угодно. Я попробую потратить его на следующую дурацкую гипотезу.

Миф о том, как мы все умрём

Представим, что на Землю движется что-то очень большое, шансы на спасение минимальны, и человечество озабочено поиском способа сохранения своего вида. Допустим, все захотели подстраховаться на случай исчезновения человечества как вида и попытаться таки создать человека 2.0, скрестив наш мозг с машинным интеллектом, чтобы запихнуть это чудо-юдо в космический корабль и зашвырнуть подальше от Земли. Начинается дизайн нового человека, но процесс этот сопровождается острыми спорами: всё оставляем как есть или что-то нужно отбросить? И как не упустить что-нибудь очень важное? Историки, психологи и антропологи заняты переосмыслением всего человеческого опыта, накопившегося за тысячи лет. Нужно заново познать и прочувствовать миф о человеке от его рождения до его заката, чтобы как можно подробнее его запрограммировать. Следует как можно подробнее проследить человеческий путь, остро реагируя на каждое звено в цепи рождений и смертей людей, цивилизаций, эпох и культур. Предстоит воссоздать этот миф во всей полноте его неоднозначности, во всем многообразии его противоречий, просканировать всю его интеллектуальную историю во всей серо-буро-малиновой массе его чувств, эмоций и настроений. Впустив в себя всю историю человека, мы начинаем ему сострадать. Но время поджимает.

Устав от споров, в какой-то момент мы останавливаемся на том, что все противоречия человека сводятся лишь к одному: за жизнь и против жизни. А затем видим, что у нас нет выбора, когда понимаем, что рождение – это вдох, а смерть – это выдох, а огромный метеорит уже вот-вот все разнесет.

Тогда перед очередным выдохом нам предстоит
отпустить миф о человеке. На этот раз мы начинаем бояться по-настоящему. Когда сомнение, страх и страдание в нас побеждают, человечество исчезает как вид. Конец.

Возможен и другой финал. Была и другая группа ученых, которые не просто мешанину данных в синтетический носитель запихивали, а полноценный генномодифированный организм запилить решили – этакого Франкенштейна ницшеанских масштабов. И в сердцевину его психики они заложили самый главный миф – мельчайшую единицу человеческой цивилизации, из которой возможно воссоздание всего человеческого рода.

А потом включается сентиментальный саундтрек, и... Да, как ни странно, речь идёт о любви. Именно любовь, тысячекратно усиленная состраданием, уцелеет вместе со стариной Франкенштейном, когда нам предстоит шагнуть за горизонт событий. Парам-парам-пам, мы спасены.

Черкасова А. - Игратель
Черкасова А. - Игратель

Почему звук

Способны ли искусства звука быть языком пригодным для описания этой цивилизационно значимой мельчайшую единицы человеческой культуры? То есть, обьединить как можно больше людей не для временно выгодного разрушения, а для бескорыстного созидания, которое выгодно? Да, думаю, способно, но не сегодня. Кстати, европейская цивилизация сформировала удивительную по своему выразительному многообразию и непревзойденную до сих пор звуковую культуру в эпоху барокко. Иные цивилизации провернули не менее поразительные штуки значительно раньше, но я говорю о Европе, так как ее музыкальный язык большинству из нас понятнее и ближе. То была логичная, централизованная, при том не однобокая, гибкая и многосоставная музыкальная традиция, и она почти утрачена. Интерес к барочной музыке сегодня часто не сопровождается доскональным изучением этого языка и напоминает лишь еще один способ побега от реальности. Хипстеры и эстеты любят прятаться от нее в старых городах, старых книгах, старой музыке и черно-белом кино.

Звук как физическое явление существует вне человеческой воли, являясь в то же время одним из способов передачи информации для всех живых существ воспринимающих и/или производящих его. Звук, возникший по воле звукового художника, является его первичным инструментом. Звуки, существующие вне воли художника, могут войти в его инструментарий путем вслушивания и дальнейшей фиксации. Когда звук наделяется выразительным жестом, то есть становится информативным – начинаете музыка (или звукопись). Звук считается одним из самых трудных материалов для художественной практики, не в последнюю очередь из-за того, что напрямую связан с восприятием времени. Материал этот обладает своеобразным свободолюбивым характером: находясь в воображении исполнителя на стадии предслышания, звук еще может ему принадлежать, но как только звук будет из воображения извлечен, то есть материализован во вне, неумолимо разливаясь в пространстве, оформляясь в звуковой образ в головах слушателей, он станет принадлежать многим и никому одновременно.

Звукопись может сказать о многом, а может ни о чем конкретного человека в конкретное время не проинформировать, это как повезет. Природа всё расставила по своим местам: композиторы-герои и «творцы» уже не интересны сами себе, теперь король – его величество звук, и он не нуждается в тщеславном представителе. Главным действующим лицом теперь является не исполнитель, а сам слушатель. Технологии позволяют мастерам звукописи воздействовать на слушателя с невиданной ранее силой, иногда издеваясь над его психикой, производя, порой, невероятные впечатления, особенно в синтезе с другими видами искусств. Звукопись может быть притягательна, может пугать и отталкивать, вызывать восторг, ярость, сострадание, беспомощность, тошноту, жажду.

Музыка однажду уже произвела мир, в котором нельзя пошевелиться, нельзя закрыть глаза, нельзя помыслить о том, чтобы совершить действие, нельзя помыслить о том, чтобы помыслить. Можно лишь слушать голос, который шепчет: «Зачем? Не шевелись». Эта музыка должна была дарить ощущение пустоты – очень личной, тесной и в то же время бесконечной. Это была музыка с высоким давлением, агрессивная и вялая, безумная и тактичная. Спасение было найдено в джазе, бибопе и рок-н-ролле – но это в свою очередь породило новую проблему.

Сегодня все перевернулось с ног на голову. Пространство переполнено веселящим газом популярной культуры. Вдыхая его, принято наслаждаться формой как таковой с её плотными, приятным на вкус, но довольно пересушенным информативным рядом. Такая ситуация начинает вызывать тоску и жажду. Задачей музыки сегодня будет эту жажду утолять. Для этого ей не обязательно быть напичканой смыслами, главное быть сострадательной своему времени. Но способна ли музыка провернуть такое самостоятельно, вне синтеза с другими видами искусств?

Черкасова А. - Блюз фест
Черкасова А. - Блюз фест

Зачем кино

Художники стремительно мигрируют в кинематограф, больше не желая симулировать миры, ведь уже больше ста лет существует возможность создавать или участвовать в создании новых миров, порой более реальных, чем существующий. Являясь самостоятельным искусством, кинематограф выступает в роли агента для многих искусств, предлагая зрителю не только то, что уже существовало в театре и опере, но и значительно большее. Качественная кинокартина поглощает в себя зрителя гораздо легче и естественнее, чем это удавалось любому другому самостоятельному виду искусства.

Монтаж – наэлектризованный дух кинокартины. Сила искусства монтажа состоит в том, что продолжительный процесс вычисления качественной разницы соседних кадров в уме смотрящего способен затянуть его на невиданную глубину, возможно, даже утопить в фильме или в самом себе, чудесным образом открыв пространство вне взора смотрящего.

Таким образом, кино может справедливо восприниматься и как средство для убийства времени, и как увлекательное, а порой опасное развлечение. Так же оно способно явиться в виде особого зеркала, цель которого – овладеть вниманием, акцентируя его как на себе самом, так и на смотрящем в него.

Ракурсы, движения камеры, актеры, декорации дают плоть монтажу. Функция звука – наполнить ее кровью.

Звук в кино – важнейшая составляющая его существа, один из основных признаков жизни. Атмосфера, шумы, музыка, смешиваясь друг с другом, образуют единый звуковой комплекс, который, подобно крови в организме человека, циркулируют в теле кинокартины, замедляясь и ускоряясь в процессе смены кадров, остывая в моменты затишья, часто входя в спор с визуальным образом, выплескиваясь наружу, когда это неизбежно.

Говоря о культуре восприятия звука, можно представить, как новорожденный человек, окунаясь в новую, еще враждебную для себя среду, оказываясь в звуковом хаосе, не способен осознать слышимый им хаос звуковых волн. Лишь постоянно удивляясь, неустанно впитывая реальность, он учится воспринимать её в звуковых образах. Человек, работающий со звуком, похож на новорожденного тем, что не устает вслушиваться и удивляться услышанному. Порой «обычные», бытовые звуки способны поразить своей музыкальностью, не говоря об оркестре многолюдного города, хоре лиственного леса, звуке замерзающего озера или луча света, вонзающегося в темную комнату, или цветка, прорастающего сквозь камень: чем дальше зайти в своем любопытстве, тем больше можно услышать.

Черкасова А. - Звуковые обои
Черкасова А. - Звуковые обои

***

Если стена между высокой и массовой культурой разрушится, призраки модерна окончательно смешаются с расщепленной реальностью. Краски, смыслы, звуки – все сплетётся в первобытном хаосе. Но все еще будет точка притяжения, способная возродить эту пыль в целостный организм с насыщенной и многослойной фактурой, и эта точка притяжения – звуковой кинематограф.