Найти тему
Секретные Материалы 20 века

Смертельный вираж Луи Рено

Переброска войск на «марнском такси» и Луи Рено
Переброска войск на «марнском такси» и Луи Рено

Удивительная и трагическая судьба была у этого человека. Луи Рено, при жизни получивший прозвище Французский Форд и так много сделавший для своей родины, был обвинен в сотрудничестве с нацистами и брошен в парижскую тюрьму Френе, где его насмерть забили уголовники.

«ГАЛАНТЕРЕЙЩИК — ЭТО СИЛА!»

Луи Рено родился в Париже 21 февраля 1877 года в семье потомственного галантерейщика. Отец его владел фабрикой и многоэтажным торговым центром. Младший ребенок в большой семье (у Луи было два брата и две сестры) считался всеобщим любимцем. Ему не отказывали ни в чем, но больше всех игрушек и сладостей мальчику нравились самодвижущиеся повозки — паровозы и паровые автомобили. Отец, очевидно поняв, что из Луи не получится галантерейщика, отправил сына на учебу в Высшую техническую школу. Правда, поступить туда будущему автомобильному конструктору не удалось; не набрал нужного количества баллов. Пришлось Луи идти в армию.

После службы он купил на отцовские деньги тогдашнюю новинку — автомобиль «Де Дион-Бутон». Это была крохотная трехколесная коляска со слабосильным бензиновым двигателем и цепной передачей. Луи Рено кардинально переделал свое транспортное средство. Автомобиль стал четырехколесным, а вместо цепной передачи Луи установил на него изобретенную им шестеренчатую коробку передач и карданный вал. Это было гениальное по тем временам изобретение. Луи запатентовал его. Продажа патентов стала первым источником дохода будущего автомобильного магната.

Получив после смерти отца свою долю наследства — около полумиллиона франков, Луи уговорил двух своих братьев — Фернана и Марселя — создать совместное предприятие по выпуску автомобилей. В 1899 году в пригороде Парижа Бийянкуре открылась фирма «Братья Рено», в которой поначалу работали шесть человек, включая самого Луи. Дела у фирмы шли хорошо, автомобили входили в моду, и уже через три года, в 1901 году, фирма была переименована, получив новое название «Заводы Рено». В ней работали уже 110 человек, и в год она выпускала несколько сотен автомобилей.

Хорошую рекламу фирме делал старший брат Луи — Марсель. Он был известным автогонщиком, не раз побеждавшим в международных соревнованиях. Но в 1903 году во время гонки Париж — Мадрид произошло несчастье. Марсель Рено погиб в аварии. Луи вскоре стал единоличным хозяином фирмы. Дела у него шли отлично, и вскоре он оказался первым европейцем, сумевшим заработать на производстве и продаже автомобилей миллион франков.

Завод фирмы «Рено» в Бийянкуре производил уже не только легковые автомобили, но и первые в мире грузовики и автобусы. За выдающиеся заслуги в развитии транспорта французское правительство наградило основателя и руководителя фирмы Луи Рено одной из высших наград Франции — орденом Почетного легиона.

«МАРНСКИЕ ТАКСИ»

К началу Первой мировой войны Луи Рено стал одним из крупнейших промышленников страны. Его заводы выпускали теперь не только автомобили, но и двигатели для самолетов и кораблей. Продукция фирмы «Рено» шла на экспорт. Автомобили, сделанные в Бийянкуре, охотно покупали в России, Бельгии, Испании.

1 августа 1914 года началась Первая мировая война. Заводы «Рено» перешли на выпуск военной продукции. Но и сугубо цивильным автомашинам, выпущенным еще до войны, пришлось поучаствовать в боевых действиях. Наиболее известными из них стали парижские такси. Эти небольшие машины, рассчитанные на перевозку всего двух пассажиров, до войны бойко бегали по парижским мостовым. Осенью 1914 года германские войска, прорвав фронт, шли на Париж. У французского командования были резервы, которые могли бы заткнуть брешь, но не хватало транспортных средств, способных перебросить эти резервы к месту прорыва. А следуя в пешем порядке, французские части могли просто не успеть преградить путь противнику.

И тут кто-то вспомнил о парижских такси марки «Рено». В один день все таксисты столицы Франции были мобилизованы. За ночь 1200 такси сумели перебросить к фронту на рубеж реки Марны более шести с половиной тысяч солдат. Враг был остановлен, Париж спасен. А такси марки «Рено» получили тогда прозвище «марнские такси».

Но не только маленькие такси прославили своего создателя. Фирмой «Рено» был создан новый вид военной техники, ставший в дальнейшем основой сухопутных войск. Танк FT-17, или танк «Рено», стал эталоном в мировом танкостроении. Эти танки успешно воевали на фронтах Первой мировой войны, и именно им предоставили честь принять участие в Париже в параде, посвященном победоносному завершению войны, состоявшемся в 1918 году.

Танки FT-17 еще долго были в строю в армиях многих стран мира. Участвовали они и во Второй мировой войне. Немцы использовали трофейные танки «Рено» для охраны аэродромов и важных военных объектов. Последний раз эти изделия фирмы Луи Рено участвовали в боевых действиях в августе 1945 года в Индокитае, в сражениях между французскими и японскими войсками.

За свои заслуги перед Францией во время Первой мировой войны знаменитый автоконструктор и предприниматель получил почетное звание «Первый промышленник Франции» и титул «Спаситель Отечества».

«ОНИ ПРИХОДЯТ ПО НОЧАМ...»

Между двумя мировыми войнами Луи Рено продолжал заниматься любимым делом — выпускать автомобили, развивать производство, строить новые заводы. За предприимчивость и деловую хватку Луи Рено получил еще одно прозвище — Французский Форд.

1 сентября 1939 года началась Вторая мировая война. Фирма «Рено» сделала немало для оснащения французской армии военной техникой. Но воюет не техника, воюют люди. Весной 1940 года нацисты обрушились на Францию. Страна-победительница в Первой мировой войне была разгромлена менее чем за месяц. Войскам Гитлера удалось сделать то, что не удалось совершить войскам кайзера Вильгельма, — пройти парадным маршем по Елисейским Полям Парижа. Большая часть Франции была оккупирована нацистами, меньшая — отдана марионеточному режиму маршала Петена.

Что оставалось делать Луи Рено? Как спасти принадлежавшие ему заводы от захвата немцами? Как скрыть сотни тонн никеля, каучука, олова, спрятанных в пришвартованных на набережной Сены баржах? Он был вынужден сотрудничать с оккупантами. На заводах «Рено» выпускались грузовики для вермахта и авиационные двигатели для люфтваффе. С точки зрения закона Луи Рено не совершал ничего предосудительного: во Франции действовало законное правительство, и заключенное им перемирие обязывало французские фирмы сотрудничать с оккупантами...

В августе 1944 года Париж был освобожден войсками союзников. Парижане карали тех, кто сотрудничал с оккупантами. Коллаборационистов расстреливали, гулявших с немецкими солдатами девушек брили наголо. Луи Рено мог свободно уехать за границу, но решил явиться к новым властям. Генерал Шарль де Голль, лидер «Сражающейся Франции», обвинил больного старика в предательстве нации. Человека, которого когда-то называли спасителем Отечества, бросили в парижскую тюрьму Френе.

Совсем недавно в камерах этой тюрьмы пытали подпольщиков и партизан-маки. Кстати, именно здесь сидели члены знаменитой «Красной капеллы». Теперь же расстреливали тех, кого подозревали в связях с оккупантами. Луи Рено поместили в лазарет, в одиночную камеру. Но уголовники, фактически захватившие власть в тюрьме, решили проявить свой патриотизм, отыгравшись на опальном промышленнике.

Медсестра, посещавшая Луи Рено в тюрьме, вспоминала, что до ее ухода из лазарета Рено пребывал в полном здравии. Уже через несколько дней после этого адвокат, наблюдавший за узником в окошечко камеры (внутрь его не пустили), увидел, что тот не может встать с постели. Когда на свидании супруга Луи Рено пообещала, что через два-три дня вызволит его из тюрьмы, он ответил ей: «Слишком поздно. Меня убьют раньше, они приходят по ночам». На следующий день жена снова приехала в тюрьму, но ее не пустили. В то же утро кто-то видел Луи Рено лежащим без сознания, с забинтованной головой. Тюремщик сказал: «Этой ночью его отдубасили. Они не знают пощады. Спорить бесполезно».

По распоряжению директора тюрьмы Луи Рено отправили в больницу. В госпиталь Сен-Жан де Дье привезли умирающего, но Рено и здесь проявил свой характер: он умирал девятнадцать дней. После кончины рентгеновские снимки показали, что затылочная кость черепа Луи Рено была сломана.

Смерть Французского Форда была нужна многим: живой Рено мог бы восстановить свое доброе имя, но, умерев, превратился в изгоя. Его ближайшие помощники на суде были оправданы. Некоторые из них даже получили благодарность — они доказали, что по мере сил тормозили производство при оккупантах. Мертвый промышленник уже ничего не мог сказать в свое оправдание. Его заводы национализировали, подбирались и к личному состоянию. Сразу после смерти Луи Рено семья начала хлопотать о его реабилитации.

Эта борьба с переменным успехом идет до сих пор. Вдове и сыну не удалось выиграть ни одного процесса, зато им выплатили многомиллионную компенсацию, а по дорогам всего мира бегают десятки тысяч компактных и проворных автомобилей марки «Рено».

«Секретные материалы 20 века» №6(418), 2015. Олег Семенов, журналист. Санкт-Петербург

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц

Авто
268,3 тыс интересуются