Найти в Дзене
Ника и музеи

Сандро Боттичелли: Рождение Венеры и еще 4 шедевра художника

Оглавление

Боттичелли был гением, новатором, бунтарем. Певцом человеческой красоты и исследователем души. Сегодня его называют самым романтичным художником эпохи Возрождения, без которого искусство того периода, да и все остальное, не было бы таким, каким мы его знаем.

Художник участвовал в росписи Сикстинской капеллы, написал первую в истории картину на холсте, но был практически забыт на 300 лет. И только вначале 19 века интерес к его работам вспыхнул вновь.

В этой статье я не буду вдаваться в подробности его биографии и значимости вклада (об этом я писала вот в этой статье Гении эпохи Возрождения: Сандро Боттичелли), а расскажу о 5 его самых известных и значимых работах.

Весна

Весна (Примавера) 1482 год
Весна (Примавера) 1482 год

Весна была создана в 1482 году по заказу правителя Флоренции Лоренцо Медичи (Лоренцо Великолепного) для украшения дома одного из его родственников.

Интересно то, что Боттичелли при написании ее учитывал то, что полотно будет висеть значительно выше уровня глаз. Поэтому писал фигуры Весны слегка вытянутыми.

Эта картина отличается от большинства шедевров эпохи Возрождения. Художники того времени были великолепными повествователями, они показывали драматургию происходящего в их современности и взаимодействие персонажей. Боттичелли же был другим. Герои весны "рассеяны" по картине, и даже не связаны между собой действием, но связаны ритмом и смыслом. Ритмически картина читается справа налево.

Существует множество трактовок и прочтений сюжетной линии картины, философского смысла и скрытых нюансов. Мне больше всего нравится версия аллегоричного изображения прихода и расцвета весны.

Оплодотворяющий бог ветра Зефир преследует Хлорис, прекрасную нимфу, чтобы сделать ее своей женой. Во рту Хлорис держит веточку хмеля, которая означала приход весны (варился первый в году хмельной напиток, это как Масленица у нас-ознаменование наступления весны).

В результате этого союза появилась богиня природы Флора. Искусствоведы изучали ее усыпанный цветами наряд и выяснили, что на нем изображены больше 40 видов растений, которые росли в Флоренции в то время: там и васильки, и земляника, и гвоздика, а самое главное, что там, где появляется Флора-дерево начинает давать плоды. Обратите внимание, над Зефиром и Хлорис деревья еще совсем голые.

В центре композиции мы видим Венеру, Венеру в образе Мадонны. Она объединяет 2 части композиции, олицетворяя как земные, так и духовные качества. Рядом с ней изображены ее верные спутницы-Грации, которые символизируют целомудрие, любовь и возвышенное наслаждение. Далее изображен Меркурий, символ красноречия и разума, который защищает этот сад и завершает цикл расцвета весны.

Я прочитала множество вариантов трактовки смысла и сюжета, но чем больше я это делала-тем больше понимала, что тайну этой картины так никто и не разгадал. Никто так до конца и не понял, что именно хотел сказать художник. Так происходит со многими великими произведениями, проходящим сквозь века. Мы ведь до конца не знаем что хотел сказать Леонардо своей Джакондой, сколько ей приписали смыслов. Тоже постигло и Весну, и Рождение Венеры, о которой мы говорим дальше.

Кстати, обратите внимание на образ Меркурия и Венеры-это образы Джулиано Медичи и Симонетты Веспуччи, о трагической любви которых можно почитать в моей предыдущей статье. Так вот, ответ на вопрос почему образы на картинах Боттичелли такие узнаваемые очень прост-чаще всего он изображал Симонетту и Джулиано. Почти все Мадонны и Венеры написаны с Симонетты, а Христос, Марс, Меркурий-с Джулиано.

Рождение Венеры

Рождение Венеры, 1486 год
Рождение Венеры, 1486 год

Рождение Венеры Боттичелли по праву считается одной из самых выдающихся картин в истории искусства.

В центре композиции мы видим античную богиню, рожденную из пены морской, которая плывет по морю в раковине, подгоняемая богом ветров Зефиром к берегу, где новорожденную богиню ждет нимфа Ора, чтобы укрыть ее плащом.

В образе богини любви Венеры мы видим музу Боттичелли, первую красавицу во Флоренции Симонетту Веспуччи. Исторические источники свидетельствуют, что девушка была невероятно хороша собой, обаятельна и обладала кротким нравом. Для Боттичелли было очень важно показать взаимосвязь между внешней и внутренней красотой.

Лицо ее очень схоже с изображениями Мадонн, а поза отсылает нас к античным скульптурам. Так художник хотел передать связь античности с христианством. К тому же обнаженная богиня любви Венера у художника символизировала не земные наслаждения, а любовь, целомудрие и непорочность.

Что же касается раковины, в которой плывет Венера. Тут она носит аллегорический смысл, конечно же. Раковина является началом рождения жемчужины. А как он пишет волосы! Она обнажена, но он ее уже украсил. Они обволакивают ее.

Это какой-то новый уровень эстетики, проявление высшей гармонии. Ее образ заставляет трепетать перед этой красотой, наслаждаться ей и даже в какой-то степени отождествлять себя с ней.

Еще одной характерной чертой картин Боттичелли-это печальное знание, глубокое и абсолютное одиночество, которое кроется в глазах героинь его картин. Она уже изначально мудра, как будто уже сейчас знает что ее ждет. В его героях живет одновременно два чувства-цветущая мощь жизни и вместе с тем предчувствие смерти. Кто-то из искусствоведов описал этот взгляд как "предначертание смертных мук", которое было совершенно несвойственно живописи эпохи Возрождения, но так близко и понятно нам.

Венера и Марс

Венера и Марс, 1483 год
Венера и Марс, 1483 год

Основным вопросом, который интересовал художников, философов Флоренции тех времен был человеческий дуализм. Как то низменное, что есть в человеке может сочетаться с той высокой духовностью, ему же присущей.

В чем смысл сопоставления и противопоставления Венеры и Марса? Венера является умиротворяющим началом, а Марс символ жестокости, войны и крови. Венера здесь успокоила Марса, он спит. И пока это так нет в мире жестокости и низменных желаний, но в ее печальном, мудром и отсутствующем взгляде читается понимание того, что все это временно. Вот-вот он проснется, наденет свои доспехи и займется своим привычным делом-войной.

Эта картина как компромис, в котором то высокое, то низкое в человеке побеждает.

Удивительно, что для Боттичелли нет мелочей, каждую деталь он прорабатывает. Он каждую мелочь смакует: жемчуг, отделка, прическа(его авторский знак).

Эта картина была заказана кем-то из Веспуччи, об этом свидетельствует пчелиное гнездо, изображенное в правом верхнем углу-это герб семьи Веспуччи.

Кстати, мы опять же видим Симонетту и Джулиано.

Поклонение волхвов

Поклонение волхвов, 1475 год
Поклонение волхвов, 1475 год

Пожалуй совершенно невозможно говорит о художниках Возрождения не упоминая картин, изображающих библейские сюжеты.

Тему поклонения волхвов изображали на своих полотнах многие великие художники, более того у самого Боттичелли есть 3 картины с таким сюжетом и названием, но я расскажу об этой, 1475 года.

Картина изображает Марию, которая восседает на руинах древнего Рима, что в свою очередь означает конец старого и начало нового, христианского мира. И на поклон к Иисусу приходят волхвы. По живописным канонам центральное место занимают Иосиф, Мария и младенец Иисус.

На поклон к сыну Божьему на этой картине приходят самые известные горожане: тут изображена и чета Медичи, и поэты, и философы и даже сам художник (образ молодого человека в желтом одеянии в правой части картины, который смотрит на зрителя-это автопортрет). Персонажи, разумеется идеализированы, но для современников этого было достаточно, все были легко узнаваемы.

Эта картина стала манифестом о поддержки Медичи всей Флоренцией, данью уважения им. Сейчас она находится в Уффици, где хранится самое большое собрание работ Боттичелли.

Искушение Христа

Три искушения Христа, 1482 год
Три искушения Христа, 1482 год

Еще один библейский сюжет кисти Боттичелли, который украшает стены Сикстинской капеллы и сегодня.

В прошлом году я была в Ватикане, но мы попали на католические праздники и попасть внутрь Сикстинской капеллы не удалось. Но зато у всех есть возможность посетить виртуальный тур по ней (как это сделать я писала вот в этой статье).

Немного о сюжете:

После 40 дней поста к Христу пришел дьявол и, опираясь на то что он всемогущий, предложил сделать из камней хлеб. На что Христос ответил ему "Не хлебом одним жив человек". Этот сюжет изображен в левой верхней части фрески.

Вторую неудачу в искушении Христа дьявол потерпел когда взобравшись на крышу храма предложил Христу спрыгнуть вниз, аппелируя к тому, что отец его спасет.

Ну а третьим искушением было предложение Христу всех богатств мира, от которых он отказался. Этот сюжет изображен в правом верхнем углу.

Основную часть картины занимает изображение исцеления прокаженного, в котором участвуют исторические личности. Например, племянник Сикста IV Риарио и кардинал Джулиано делла Ровере, который впоследствии стал папой.

Боттичелли удавалось каким-то удивительном образом сохранять стиль во всех своих произведениях как светских, так и религиозных.

Стоит признаться, что некоторые из произведений этой подборки не относятся к самым известным его работам, но на мой взгляд очень точно отображают как его художественный стиль, так и моральные и духовные вопросы, которые волновали художника.

Возможно, на ваш взгляд самых интересных его работ нет в этой подборке, напишите мне об этом в комментариях. Может для вас Боттичелли это какие-то другие работы? Мне было бы интересно узнать, может я что-то пропустила.

Я стараюсь писать для Вас легко и интересно, поэтому если вам нравятся мои статьи поставьте 👍👍 и поддержите меня в комментариях!

Ну а если Вам интересно искусство и вы хотите узнать много интересного о художниках, выставках и событиях культурного мира-подписывайтесь на мой канал (нажать чтобы подписаться)