Сандро Боттичелли-один из величайших представителей флорентийской школы живописи эпохи Возрождения. Свои шедевры он создавал в самый расцвет эпохи Ренессанса, когда в обществе вновь появился интерес к античной культуре. Его работы наполнены пластикой, декоративны и драматичны.
Говоря о художниках эпохи Возрождения нельзя не упоминать о времени, в котором они жили и состоялись. Флоренция была той благоприятной средой, в которой в15-16 веке начали активно развиваться ремесла и, кроме того, к власти пришли просветленные лидеры-семейство Медичи.
Без Козимо Медичи, а еще в большей степени, его внука Лоренцо Медичи не состоялись бы такие великие мастера как Микеланджело, Боттичелли, да Винчи и множество других прекрасных художников того времени.
Кстати, Боттичелли-это не фамилия художника, а прозвище, которое в переводе на русский означает "бочонок". Удивительно, как такой утонченный художник(настоящее имя Алессандро Филипепи) мог его получить. Но история довольно проста.
Художник был сыном кожевника, самым младшим в семье. В основном воспитанием мальчика занимался его брат Антонио, который был очень тучным. Собственно именно его и называли бочонком, а Сандро получил это прозвище "по наследству", потому что постоянно находился рядом с братом.
Художественная карьера Сандро началась в ювелирной мастерской его брата, где он получил первые навыки рисунка. Именно эта деятельность позволила ему впоследствии стать величайшим художником, умеющим с ювелирной точностью передать свои замысел на картинах. Обучение живописи он проходил у Филиппо Липпи, он был монахом и изображал на своих полотнах в основном библейские сюжеты. После отъезда Липпи он поступил в мастерскую Андреа Верроккью, где учился вместе с Леонардо да Винчи.
Первая работа, которая сделала Сандро известным, была выполнена по заказу Торгового суда, где он должен был написать одну из аллегорий, предназначенных для украшения судейских кресел. Изначально ее должен был выполнить Антонио дель Поллайоло, но он не успевал и одна из них была передана Боттичелли.
Исполнена она была превосходно и сильно выделялась на фоне работ Поллайоло. Работа понравилась всей Флоренции.
Живопись на тот момент выполняла, по большей части, вспомогательную функцию. Живописью украшали стены, потолки, сундуки, дверцы шкафов и прочие предметы обихода, никто на тот момент не коллекционировал картины на хостах.
В этом плане Боттичелли был новатором, он первый написал картину на холсте, этой картиной было Рождение Венеры, пожалуй самая известная из его работ. Но о ней позже.
На тот момент во Флоренции господствующей идеологией стала духовность. Именно тогда взоры образованной флорентийской публики обратились к античности, что собственно и позволило Боттичелли стать тем, кем он является.
Человек стал сосредоточием интересов и предметом пристального изучения. Его стали изучать с точки зрения тех качеств, которые он содержит, признали человеческий дуализм: материальное и духовное, высшее и низшее. Это бесконечное внутреннее противоречие открыло для художников огромные возможности.
Одной из работ на эту тему-Паллада и кентавр, где идет противопоставление грубого, низменного получеловека полуживотного и Афины Паллады, которая его ка как будто умиротворяла.
Еще одним характерным явлением того времени было поклонение красоте. Центральным персонажем флорентийского культа красоты стала рыжеволосая красавица Симонетта Веспуччи.
Симонетта была женой Марко Веспуччи, банкира и посла Флоренции в Испанию. Но прославила ее не только красота, но и страстная любовь к ней Джулиано Медичи (брата правителя Флоренции). Их любовь стала частью мировой истории культуры, в том числе, благодаря картинам Боттичелли.
История их любви завораживала современников, даже не склонных к сентиментальности. На одном из рыцарских турниров Джулиано объявил Симонетту дамой своего сердца. Историкам достоверно не известно стали ли молодые люди любовниками или их чувства остались платоническими.
Эта история носит очень трагический характер. Симонетта умерла от чахотки в 22 года. Джулиано не надолго пережил ее, так и не оправившись от потери любимой. Он был убит во время заговора против Лоренцо ровно через 2 года, получив 16 ножевых ранений.
Для Сандро Симонетта была источником высшего вдохновения и моделью для множества картин (в том числе Рождение Венеры). И даже похоронен Сандро Боттичелли рядом с могилой Симонетты.
До сегодняшнего дня дошло около 50 полотен Боттичелли. К сожалению, время и ситуация в Флоренции погубили множество полотен мастера.
Две самые знаменитые и знаковые работы Весна (Примавера) и Рождение Венеры отражают в себе культурную среду, которую создавал вокруг себя Лоренцо Медичи.
Грация и изящество были единственными законами, которым подчинялся Боттичелли. Основным мотивом творчества становится идея Humanitas, в кортором совокупность духовности человека предстает чаще всего в образе Венеры, как в Весне.
Либо же идея высшей, божественной красоты, заключающая в себе весь духовный и интеллектуальный потенциал. Акт воплощение этой самой гармонии и красоты самой природой. Где Венера, совершенно нагая, плывет по морю на раковине, осыпаемая дождем из цветов и гонимая ветром к берегу.
Кисти Боттичелли принадлежат как минимум 11 фигур пап в верхней росписи Сикстинской капеллы, оформлением которой он руководил, а так же 3 сцены из жизни Христа и Моисея: Юность Моисея, Искушение Христа и Наказание восставших Левиотов.
В 1493 году вся Флоренция скорбела о смерти Лоренцо Медичи. Всюду начали разноситься революционные проповеди служителей церкви. На площадях сжигали драгоценную утварь, роскошные одежды, произведения искусства на тему языческой мифологии. В итоге 9 ноября 1494 года семья Медичи была изгнана из Флоренции.
Общество нуждалось в переоценке ценностей, обретению прочных моральных и духовных устоев. Боттичелли находился под сильным влиянием проповедника Джироламо, что безусловно повлияло на его живопись. Усиление религиозных настроений стали очевидны в его произведениях.
Пытаясь понять себя Боттичелли бросается в крайности. Умиление в Рождестве сменяются душераздирающими муками Магдалины в Распятии. Он не утрачивает своих мотивов, но становится крайне чутким к вопросам религиозности и морали.
Боттичелли умер в 1510 году, Одинокий и всеми забытый. Был похоронен на кладбище церкви Всех Святых во Флоренции, недалеко от своей музы Симонетты Веспуччи.
Его работы были забыты почти на 300 лет, и только в середине 19 века интерес к его творчеству возник снова. Надо заметить, что с того момента и не угасал.
Основные его работы хранятся в галерее Уфицци в Флоренции, куда я мечтаю попасть. Несколько, не столь известных, я имела счастье видеть в Лувре, но могу сказать однозначно-его кисть узнаваема настолько, что даже в Лувре мимо картин невозможно пройти.
В одной статье невозможно рассказать весь творческий путь великого художника, разобрать картины и рассказать их истории. Поэтому я решила написать статью о 5 самых известных картинах Боттичелли(читать), в которых подробно расскажу о сюжетах, идеях и истории их появления.
Поэтому следите за обновлениями и подписывайтесь на мой канал (нажать чтобы подписаться).
Я рассчитываю на Вашу поддержку, поэтому поставьте 👍👍 и напишите мне в комментариях как относитесь к творчеству Боттичелли? Узнали что-то новое о нем?