Найти в Дзене
TIME PSYCHOLOGY

Детская нейропсихология. Когда нужна помощь специалиста?

Оглавление
фото из открытых источников
фото из открытых источников

Детская нейропсихология быстроразвивающаяся наука, которая дает ответы на многие вопросы вокруг детского поведения и восприятия. Особенность детской нейропсихологии заключается в пластичности мозга человека в возрасте до 11 лет.

Особенности развития головного мозга у каждого человека индивидуальны. Большое значение имеет то, как протекали беременность и роды, раннее детство, были ли перенесены тяжелые инфекции или травмы, соответствовали ли развивающие занятия возрасту ребенка и т.д.

Нейропсихолог выявляет сильные и слабые стороны мозга, чтобы привести их к одному уровню и сделать работу обоих полушарий более гармоничной и продуктивной.

Нужна ли ребенку помощь нейропсихолога?

Если вы проводите весь вечер за домашним заданием, а на следующий день ребенок приносит двойку или тройку, это не говорит о не способности учиться или патологической лени. Зачастую причина заключается в недостаточной сформированности высших психических функций и незрелости мозговых структур.

Детский нейропсихолог оценивает развитие и поведение ребенка с точки зрения законов развития головного мозга, высших психических функций и личности и использует специфические методы диагностики.

Именно он может выявить на ранней стадии серьезные заболевания и разработать наиболее эффективную программу коррекции или формирующего обучения с учетом индивидуальных особенностей малыша.

В каких случаях следует обратиться к детскому нейропсихологу?    

Функциональная незрелость структур головного мозга у ребенка, который здоров в неврологическом отношении, может проявляется:

  • при наступлении возрастного кризиса;
  • при начале обучения в детском саду, школе;
  • при возрастании умственной или эмоциональной нагрузки.

Положение может усугубляться стрессом или сложной жизненной ситуацией, например, разводом родителей, утратой близкого родственника, переездом в другой город и т. д.

Функциональная незрелость структур мозга зачастую возникает при перегрузке  детей в раннем возрасте «развивашками». Если  трехлетний карапуз ходит и на китайский, и на музыку, и в театральный, то в результате детский мозг не справляется в полученной нагрузкой.

Порой ребенок, формально полностью готовый к обучению, умеющий читать, считать, писать, начинает плохо себя вести, получать неудовлетворительные оценки, испытывает трудности при нахождении в коллективе.

Большинство родителей начинают обращаться за помощью к репетиторам или наказывать ребенка, в то время как настоящая причина кроется не в детской лени, а в отсутствии прочного «фундамента» для успешного обучения.

Признаки нейропсихологических проблем:

  • ребенок не контролирует себя, «не слышит» замечаний взрослых;
  • поведение ребенка взрывное, импульсивное;
  • ребенок подвержен гиперактивности или излишней медлительности;
  • ребенок плохо координирует свои действия, не ориентируется в пространстве, в возрасте старше 6 лет не знает, где право и лево;
  • у ребенка неразборчивый почерк, он путает написание похожих букв, смешивает глухие и звонкие звуки, пишет «зеркально»;
  • ребенок не может выделить основные признаки предмета: цвет, размер, вес, форму, предназначение;
  • у ребенка трудности с запоминанием информационного материала;
  • ребенок испытывает существенные трудности при самостоятельном выполнении задания в классе или дома;
  • у ребенка повышенная усталость, он легко отвлекается, с трудом сосредотачивается на задании;
  • ребенок «не видит» строчку, не понимает простейшие формулировки заданий, не умеет выполнять действия по заданному алгоритму;
  • ребенок с трудом овладевает чтением, письмом, счетом.

Кроме того, помощь нейропсихолога необходима, если ребенок давно занимается с логопедом с практически нулевым результатом, или у него выявлено отставание в развитии – умственном, речевом, психическом, психоречевом.

С какого возраста можно посещать нейропсихолога?

В основном, детский нейропсихолог работает с детьми в возрасте от 5 до 12 лет, именно в этот период структуры мозга пластичны, и «перестройка» происходит относительно быстро и эффективно.

В более старшем возрасте нейронные связи становятся более жесткими и формируются медленнее. Подросток тоже может прийти к нейропсихологу, но зоны воздействия и принципы работы будут уже другими.

Как работает нейропсихолог с детьми?

Нейрокоррекция начинается с нейропсихологической диагностики. Она безболезненна и состоит из комплекса специальных заданий, выявляющих причины трудностей с учебой и поведением, занимая примерно 1,5 – 2,5 часа.

Главный принцип нейрокоррекции – обратный онтогенез, т.е. нейропсихолог как бы возвращает ребенка к его более раннему детству и «запускает» те мозговые структуры, которые в то время по каким-то причинам «дали сбой».

При нейрокоррекции используется комплекс двигательных заданий и дыхательных упражнений, основанный на тех движениях, которые характерны для детей первого года жизни.

Программа состоит из трех этапов:

1. Восполнение энергетического потенциала: врач устраняет такие проблемы, как безынициативность, плохая память, слабое внимание, резкие перепады настроения, быстрая утомляемость.

2. Следующий этап направлен на развитие сенсомоторной и двигательной координации, представлений о пространстве, сенсорного восприятия, чувства ритма, памяти.

3. На заключительном этапе ребенок обучается планированию и самоконтролю, следованию правилам, соблюдению границ, действию по определенному алгоритму.

Каждый этап длится от 20 до 25 занятий, с обязательным включением всей семьи, для изменения сложившихся родительско-детских отношений.

В зависимости от тяжести случая, нейрокоррекция занимает от 4 месяцев до 4 лет. Родители должны понимать, что первое время может наблюдаться резкое ухудшение поведения и успеваемости ребенка, но вскоре все придет в норму. Это нормальная реакция мозга на протекающие в нем изменения. Необходимо, чтобы ребенок привык мыслить и действовать по-другому.

Перед началом занятий нейропсихолог обычно направляет ребенка на консультацию к неврологу и педиатру. Она нужна, поскольку некоторые упражнения противопоказаны со стороны опорно-двигательного аппарата и ЦНС. Врач должен владеть полной информацией о здоровье ребенка.

Нет детей, которые хотели бы учиться плохо. Но есть дети, у которых не получается учиться хорошо. В начальной школе простые упражнения на уроке или на дополнительных занятиях в форме зарядки или игрового задания помогают справиться с некоторыми проблемами.

Главное понимать, что все в организме человека взаимосвязано и успех ребенка зависит от того, насколько хорошо он умеет собой управлять.

_____________________________________________________________________________________

Присоединяйтесь к нашей группе ВК, ссылка здесь и в шапке профиля.

Мы проводим анонимные опросы в группе ВК, будем благодарны, если Вы примете активное участие.