Шутки в сторону, я хотел бы рассказать о правильной настройке колес и крутящем моменте гайки на колесах для трековых дней. Я знаю, что это должно показаться банальным, но я видел свою долю несчастных случаев на гоночном треке из-за незнания элементарных мер безопасности. Не дай этому случиться с тобой!
Большинство колесных шпилек OEM-производителей рассчитаны на крутящий момент, который соответствует стандартам безопасности DOT для уличного использования. В высокопроизводительных приложениях наши колёсные шпильки и ступицы разделяют нагрузку почти на все транспортные средства, испытывающие экстремальные гравитационные силы.
80 ft./lbs. . (плюс-минус) является стандартным для спецификаций крутящего момента накидной гайки производителя оригинального оборудования. Обычно, если автомобиль тяжелее или на ступицы воздействуют экстремальные нагрузки, спецификация может быть выше. Это предполагает, что мы имеем дело с вашим пробегом спортивного седана, или купе. Это намного ниже того, что я считал бы "безопасным" в ситуации трек-драма. Это очень распространено для водителей, чтобы крутящий момент около 100 ft./lbs. в трековый лень, а затем повторно крутящий момент после каждого тепла / квалификатор (20 ft./lbs. по спецификации OEM ... плюс-минус).
Этот сценарий создает совершенно новую проблему, которую часто упускают из виду: Нагрузка дополнительного крутящего момента на OEM колесные шпильки (особенно в сочетании с жесткими поворотами).
Огромное количество тепла передается от ступиц и тормозов к колесным шпилькам. Когда водитель заканчивает серию обогрева/торможения и заново закручивает гайки накладок, сами шпильки перегреваются. Это идеальный рецепт для отказаполомки. Когда шпильки подвергаются такому напряжению, очень часто они начинают удлиняться (особенно, когда подвергаются дополнительным сеансам закрутки, о которых мы говорили ранее. В конце концов, шпильки изнашиваются до "мягкого состояния" и больше не могут удерживать даже OEM-характеристики крутящего момента - гораздо меньше спецификаций крутящего момента в день гонки.
Конечный результат? Ну, любой, кто побывал в достаточно любительских гоночных днях, видел, как колеса какой-нибудь бедной тачки отлетают на длинной прямой или в тяжелом повороте. Такое случается... но не обязательно.
Я предлагаю следующее. Рядом с шинами, шлемом и надлежащими ремнями безопасности для водителя, единственная самая большая дополнительная безопасность, которую вы можете добавить к вашему автомобилю на трек-день - это набор высококачественных, высокопрочных колесных шпилек.
Шпильки ARP на длинных колесах
Удлиненные колесные шпильки ARP рассчитаны на 200 000 PSI. Комбинируйте их с приличным набором гаек с открытыми наконечниками, и вы сможете просто спасти свой автомобиль (и свою шею).
Установка обычно довольно проста. Выбивайте старые шпильки и вставляйте новые. В некоторых случаях, однако, кольцо датчика ABS может потребоваться просверлить, чтобы вместить большую головку шпильки. Другим вариантом является шлифовка некоторые радиусы от задней части головки шпильки, но я рекомендую против этого ... если вы не знаете, что вы делаете.
Настоятельно рекомендуется полностью посадить новые шпильки. Я также рекомендовал бы вам не использовать Locktite или любой другой резьбовой фиксатор на спинках шпилек, пока они не будут полностью сидеть.
Хорошим способом посадки шпилек является использование запасной открытой гайки и гнезда позади нее. В основном вы прилагаете усилие к втулке, чтобы надавить на шлицы шпилек.
После того, как они сядут, необходимо уделить некоторое внимание тому, чтобы "сломать их". Сами шпильки не растягиваются (в конце концов, в этом и смысл), но сплайнам может понадобиться несколько попыток повторного торкинга, чтобы полностью сесть и осесть. Это можно сделать, просто закручивая гайки на болтах примерно до 100 футов/футов с колесами на шпильках/концентраторах и двигаясь вперёд.
В соответствии со стандартной практикой, проехать на автомобиле от 50 до 100 миль, а затем заново закрутить проушины. Это нужно будет сделать несколько раз, пока шпильки полностью не сядут.
Всегда полезно проверять крутящий момент и износ резьбы проушин и шпилек. Еще один важный момент... избегайте использования ударных инструментов на гайках проушин! Я знаю, это обычное дело в дилерских центрах и шиномонтажных мастерских, в основном из-за скорости и общей простоты демонтажа и установки.
За всю жизнь я не могу понять, почему эта практика приемлема. Это удваивается, когда у вас есть алюминиевые или специально защелкивающиеся наконечники, ВСЕГДА снимайте и переустанавливайте с помощью ручного инструмента, используя максимально возможную линейную силу.
При повторной установке проушин всегда затягивайте пальцы звездочкой, чтобы правильно отцентрировать колесо (при этом вес автомобиля снимается с колес). Большинство приличных колес имеют кольца с центром втулки, чтобы помочь и в этом (если нет, вложите несколько долларов в комплект). После центрирования колеса используйте высококачественный динамометрический ключ, чтобы закончить установку в соответствии с техническими характеристиками (с весом автомобиля на колесах). Не забудьте всегда затягивать динамометрический ключ и в звездообразной форме.
А как же проставки для колес?
Еще одна моя рукавица - проставки для колес. Они часто используются с ложным пониманием того, что они "расширят" колею и улучшат управляемость. Ничто не может быть дальше от истины. Проставки разрушают геометрию выравнивания и ставят массивные, несвоевременные нагрузки на ступицы и колесные подшипники . Я мог бы написать несколько страниц на эту тему, чтобы проиллюстрировать этот момент, но давайте примем это за истину и скажем, колесные проставки = плохие... более широкие колеса с правильным смещением = хорошие.
Надеюсь, эта информация поможет обезопасить людей. Это ни в коем случае не манифест или Евангелие о тонкостях линейных и огромных сил, действующих на автопоезд, но это отличное место для начала.
У меня есть список спецификаций крутящего момента OEM (диаграмма крутящего момента на гайке), если кто-то хочет получить более подробную информацию. С достойными проушинами и шпильками вы должны быть в состоянии пойти 20 или более ft./lbs. по спецификациям OEM.
Пользуйтесь этим для вашей же безопасности, коллеги-водители.