Найти в Дзене
MDV95

Акция "Голос метро" и 70-летие Великой Победы. Как это было?

Перенесёмся с вами на 5 лет назад и вспомним, как же мы отмечали 70-летие Великой Победы. Примерно в это же время, только не 9, а 15 мая Москва празднует ещё одну годовщину - день рождения московского метрополитена. Впервые он был открыт 15 мая 1935 года и соединил Сокольники с Парком Культуры. Также от станции Охотный ряд было открыто ответвление до станции Смоленская. На нём было 3 станции. Помимо Смоленской также открыли Александровский сад (тогда Коминтерна), который неоднократно переименовывали и с которой потом открыли переход на станцию Библиотека имени Ленина, и станция Арбатская. Сейчас это уже не первое десятилетие другая, Филёвская линия метро.

Схема первых станций Московского метрополитена 1935 года. Часть станций называлось не так, как сейчас
Схема первых станций Московского метрополитена 1935 года. Часть станций называлось не так, как сейчас

Как принято было в Советском Союзе, первую линию метро обозначали красным цветом и называли Кировской в честь С. М. Кирова. В Москве её решили назвать Кировско-Фрунзенской, а в Ленинграде - Кировско-Выборгской. Потом, кстати, в 1957 году, линия была продлена до станции Спортивная, и на новом участке открылась станция метро Фрунзенская. В Санкт-Петербурге на красной (Кировско-Выборгской) линии также есть станция Выборгская. Название линия там сохранила и по сей день, а вот в Москве в 1990 году её переименовали в Сокольническую, как она и называется по сей день. В честь станции Сокольники, с которой и отправился первый поезд метро с пассажирами 15 мая 1935 года. Она же в свою очередь была названа в честь расположенного рядом известного парка. Я по радио слышал ещё лет 7 назад, почему первое метро в Москве открыли именно там, потому что хотели соединить два главных парка Москвы - Сокольники и Парк Культуры имени Горького. Правда, последний из них расположен немного в стороне от метро. Чтобы к нему пройти от метро Парк Культуры, нужно пройти по Садовому кольцу и перейти через Крымский мост Москву реку. По правую руку и будет этот парк Горького. Ине кажется, поближе будет пройти к нему от соседней по Кольцевой линии станции метро Октябрьская. Также там есть переход на одноимённую станцию Калужско-Рижской (рыжей, оранжевой) линии метро. Раньше станция называлась Калужской ввиду расположения там Калужской площади (она и сейчас так называется). А сейчас станция метро Калужская есть на этой рыжей ветке, только до неё нужно проехать по ней несколько остановок от Октябрьской. Тут и возникает путаница.

Карта расположения станций метро Парк Культуры и Октябрьская и парка Горького. Калужская площадь расположена юго-восточнее станций метро Октябрьская
Карта расположения станций метро Парк Культуры и Октябрьская и парка Горького. Калужская площадь расположена юго-восточнее станций метро Октябрьская

Понятное дело, что красная (Сокольническая) линия является самой первой в московском метрополитене. Далее в 1937 году ответвление продлили до Киевской. Потом, 13 марта 1938 года от Коминтерна линию продлили на восток до Курского вокзала, открыв на ней две станции - Площадь Революции и Курскую. Позже, через полгода, 11 сентября 1938 года открыли новую линию - Горьковско-Замоскворецкую (ныне Замоскворецкую, переименовали также в 1990 году) от станции Площадь Свердлова (ныне Театральная) до Сокола. Тогда открыли все станции кроме Тверской, которая была открыта лишь в 1979 году. По её оформлению видно, что она отличается от всех остальных, расположенных на этом участке. Несмотря на то, что эта линия является хронологически третьей в истории метро, на схемах её обозначают цифрой 2 и зелёным цветом. А которую продлили на полгода ранее до курской - вторая, но её обозначают 3 и синим цветом. Потом началась война и 15 октября 1941 года лично от Л. М. Кагановича поступил приказ закрыть Московский метрополитен, в течение 3 часов подготовить предложения по его уничтожению как стратегически важного объекта. Метро предполагалось уничтожить, а оставшиеся вагоны и оборудование вывезти. Утром 16 октября 1941 года в день паники в Москве метрополитен впервые не был открыт. Это был единственный день в истории московского метро, когда оно не работало. К вечеру приказ об уничтожении метро был отменён. Но уже в январе 1943 года зелёная ветка была продлена на юг до станции Завод имени Сталина (ныне Автозаводская), хотя строительство началось ещё до начала войны. Станции Новокузнецкая и Павелецкая, расположенные на этом участке, открыли чуть позже - в ноябре 1943 года. Между Павелецкой и Автозаводской линия пересекает Москву реку в глубоком тоннеле. А в 1944 году продлили синюю ветку на восток от Курской до Измайловского парка (ныне Партизанская), где расположен главный вход в Измайловский парк, его развлекательная часть, гостиницы Альфа ,Бета ,Гамма, Измайловский кремль и станция Измайлово МЦК (Московское центральное кольцо), пассажирское движение по которому было открыто в сентябре 2016 года. До этого это кольцо называлось МОЖД (Московская окружная железная дорога) и по нему курсировали в основном грузовые поезда. Также на некоторых участках ходили экскурсионные поезда, в частности от Рижского и Киевского вокзалов. Также рядом с этой станцией метро расположена автобусная станция Измайловская (или Партизанская). С неё автобусы отправляются в область, выходя через Измайловский проспект и Главную аллею на шоссе Энтузиастов и далее по прямой едут по федеральной трассе М7 "Волга" в города восточного Подмосковья, такие, как Балашиха, Ногинск, Обухово, Старая Купавна, Электросталь, Павловский посад, Электрогорск, Орехово-Зуево. Теперь возвращаемся к метро. На всех станциях, открытых в 1943-44 годах, во время войны, а их было 7, были установлены памятные таблички «Сооружено в дни Отечественной войны». После попадания бомбы в тоннель «Арбатская» — «Смоленская» во время одной из бомбардировок 1941 года было принято решение о необходимости строительства параллельного участка глубокого заложения. В 1953 году участок «Калининская» (ныне Александровский сад) — «Киевская» был закрыт, на станциях были организованы склады, а в тоннелях — депо для хранения резервного подвижного состава. Вновь открыли его в 1958 году вместе с построенным частично наземным участком Киевская - Кутузовская. Год спустя линию продлили ещё на одну станцию на запад - Фили. Потом в 1961 году до Пионерской, в 1965 - до Молодёжной и в 1989 году довели до Крылатского.

После войны начали строит Кольцевую линию метро. Было несколько проектов и в итоге было решено строить её в районе Садового кольца. Она обозначается цифрой 5 и коричневым цветом. Объяснение про выбор цвета интересное - Сталин на одном из заседаний сказал: "Вот знаете, чего не хватает на схеме московского метро? Вот!" - крикнул он и поставил кружку с кофе на схему. поскольку кофе коричневый ,то и линию было решено обозначить коричневым цветом. А он хотел колько, поэтому и стукнул кружкой, она же круглая. Кольцевая линия открылась в 3 этапа. Первый - от Парка Культуры и направо до Курской был открыт 1 января 1950 года, затем 2 года спустя от Курской продлили линию до Белорусской, и в 1954 году 14 марта линия замкнулась. Соединили Белорусскую и Парк Культуры, открыв ещё 2 станции - Краснопресненская и Киевская. Всего стало на ней 12 станций. В связи с этим и тем, что линия Кольцевая, её иногда ассоциируют с часами и знаками зодиака. В 1955 году Хрущёв вынес постановление об устранении архитектурных излишеств и впредь станции строили уже попроще. Последними станциями, построенными в классическом сталинском стиле, стали «Фрунзенская» и «Спортивная», открытые 1 мая 1957. Например, на открытом в 1958 году участке рыжей ветки от Проспекта Мира до ВДНХ все станции глубокого заложения, но не такие красивые, как, например, на Кольцевой линии, или синей и зелёной ветках. На ВДНХ мне ещё нравятся люстры и решётки вентиляции. Далее линии в основном начали продлеваться дальше на окраины Москвы, поскольку там строились новые районы и в 60-80-е годы получили распространение станции "сороканожки" с двумя рядами колонн. Первой такой станцией стала Первомайская, расположенная на синей ветке, под 9-й парковой улицей и открытая 21 октября 1961 года. Ранее была одноимённая станция в электродепо Измайлово, открытая в 1954 году. Но с продление метро от Измайловского парка поверху вдоль парка и до нынешней Первомайской ту станцию закрыли и сейчас она используется для технических нужд.

Нынешняя станция метро Первомайская, открытая 21 октября 1961 года, первая станция-"сороканожка"
Нынешняя станция метро Первомайская, открытая 21 октября 1961 года, первая станция-"сороканожка"
Как сейчас выглядит помещение закрытой станции на территории электродепо
Как сейчас выглядит помещение закрытой станции на территории электродепо

Рыжую и фиолетовую ветки метро образовали путём соединения радиусов. Сначала были открыты участки от Кольцевой линии и далее на окраину Москвы, потом через 5-10 лет их соединили через центр. Аналогичным образом сейчас планируют развить жёлтую ветку метро. Только один из радиусов доходит не до Кольцевой линии, а до Москвы сити (это не доходя до кольца, если двигаться с запада). А восточный участок наоборот, на одну станцию продлён ещё в 1986 году, от Марксистской до Третьяковской. Потом в 1983 году открыли серую ветку, также сначала от кольца (Серпуховская) и далее на юг до станции Южная. В 1985 году продлили ещё на одну станцию на юг - до Пражской. А с 1986 года от Серпуховской стали продлевать в северном направлении. Сначала до Боровицкой, потом до Чеховской. Далее в 1988 году протянули до Савёловской, в 1991 году довели до Отрадного. Потом, 30 декабря 1992 года открыли станцию метро Бибирево, дальше на север от Отрадного. Эта станция стала первой в московском метрополитене, которую открыли после распада СССР, поэтому на ней нет надписи "Метрополитен имени В.И.Ленина". И 1,5 года спустя, 15 июля 1994 года, линию продлили ещё на одну станцию севернее - Алтуфьево. Она и по сей день является самой северной станцией московского метрополитена. Были проекты её продления дальше, в район Долгопрудного, на схемах появилась проектная станция Физтех. Но потом, как оказалось, это был удачный розыгрыш студентов из МФТИ (физико-технический институт), который располагается в Долгопрудном и считается престижным вузом страны. Сейчас в те края планируют продлить Люблинско-Дмитровскую (салатовую) линию метро, в целях экономии денег метро там хотят сделать наземным и обещают открыть в 2022-23 гг. Там построили новые микрорайоны и официально территория принадлежит Москве, району Северный. который, как ни странно, относится не к Северному, а к Северо-Восточному округу Москвы. Кстати, эта салатовая ветка была следующей по открытию после серой, проектировать и строить её начали ещё в 1980-е годы, а открыли уже после распада СССР. Первый участок стал доступен для пассажиров 28 декабря 1995 года, от станции Чкаловская до станции Волжская. Линия также пошла от Кольцевой, только в отличие от других немного наискосок и получается, что начинается на востоке, а заканчивается на юге-юго-востоке. Её развитие аналогично серой ветке, когда постепенно стали продлевать её в обратном направлении. Год спустя линию продлили дальше на юг, до станции Марьино, в 1999 году на действующем участке открыли станцию Дубровка. В 2007 году продлили до Трубной, сделав пересадки с этой салатовой ветки ещё на 3 линии, потом до Марьиной рощи и в 2018 году линия была продлена до Селигерской. Далее, как я писал выше, линию планируется продлить в сторону Долгопрудного. Первые лет 10 линия была бестолковой в плане того, что в город идёт не по прямой, потом, после продления и открытия пересадок на ряд других линий она, по сути, в центре Москвы (в северо-восточной части) стала дублёром Кольцевой линии. Но нормальной пересадки с Кольцевой линией она не имеет. С Чкаловской на Курскую кольцевую перейти можно, но нужно подняться наверх по длинному эскалатору, потом снова спуститься. Времени уйдёт раза в 2 больше, чем на обычную пересадку. А если надо ехать в южную и юго-западную части Москвы, то придётся сделать крюк. Затем после неё стали продумывать лёгкое метро, потом вторую кольцевую линию, проходящую дальше от центра. Сейчас стали проектировать новые радиальные линии метро. Это была история московского метро.

В 2015 году метро в Москве отметило 80-летний юбилей и в честь этого была запущена, а точнее возобновлена акция "Голос метро". Впервые эта акция была проведена в 2004 году. Вместо привычных голосов в метро зазвучали голоса знаменитых актёров. Объявления станций Сокольнической линии озвучили своими голосами Элина Быстрицкая, Татьяна Васильева, Людмила Гурченко, Лев Дуров, Валерий Золотухин, Владимир Меньшов, Светлана Немоляева, Ольга Остроумова, Любовь Полищук, Константин Райкин, Валентина Талызина, Михаил Ульянов, Наталья Фатеева, Александр Ширвиндт, Борис Щербаков, Владимир Этуш, Сергей Юрский, Юрий Яковлев и Леонид Ярмольник. «Голоса метро» приветствовали пассажиров Сокольнической линии в День города, день рождения метрополитена и в новогодние праздники. После смерти Людмилы Гурченко 30 марта 2011 года акция «Голос метро» была приостановлена. В сентябре 2014 года появились новости о том, что эта акция будет возобновлена к 80-летию московского метрополитена. В апреле 2015 года разные актёры, певцы решили записать своими голосами объявления названий станций, переходов, а также поздравления пассажиров с юбилеем метро. В отличие от предыдущих акций, здесь решили сделать объявления по всем линиям метро. На каждой линии были разные люди, голосовые объявления которых звучали в вагонах электропоездов. В московском метрополитене существует такая традиция, ещё с 1984 года, что при движении в сторону центра названия станций объявляются мужским голосом, а при движении из центра - женским. Объяснение этому следующее - утром начальник зовёт на работу, вечером - жена домой. Такой вариант был придуман для слабовидящих и слепых. Также и тогда в рамках акции "Голос метро" на каждой линии был свой дуэт, объявляющий станции. Ниже будет приведён список линий и людей, объявлявших н них станции.

Сокольническая - Армен Джигарханян и Екатерина Андреева

Замоскворецкая и Каховская - Валерий Сюткин и Вера Алентов

Арбатско-Покровская - Дмитрий Губерниев и певица Валерия

Филёвская - Александр Васильев и Ирина Муравьёва

Кольцевая - Никита Михалков и Кристина Орбакайте

Калужско-Рижская - Гоша Куценко и Яна Чурикова

Таганско-Краснопресненская - Александр Розенбаум и Светлана Немоляева

Калининская - Дмитрий Дюжев и Наталья Крачковская

Серпуховско-Тимирязевская - Михаил Ефремов и Оксана Фёдорова, Иосиф Кобзон в поезде "70 лет Великой Победы" и Игорь Кириллов в поезде "80 лет в ритме столицы"

Люблинско-Дмитровская - Дмитрий Маликов, Нонна Гришаева и Лолита Милявская. 2 женщины, одна, видимо, в одних поездах, другая в других. Не знаю, с чем это связано, возможно дело в приписке к депо, но на салатовой ветке, ведь тогда на салатовой ветке было 2 метродепо - Печатники и Братеево, а сейчас ещё и Лихоборы. А может просто захотелось так

и Бутовская линия - Стас Михайлов и Анжелика Варум

Вот отрывки из объявлений на Сокольнической линии

Я ездил по нескольким линияи и вот, что удивило

На Калужско-Рижской линии Гоша Куценко на нескольких станциях объвлял "я тут жил" и на Новых Черёмушках "я тут живу". А жил он и в Белчево, и где-то наверху рыжей ветки. Там он и работал тогда, что тоже объявлял "я тут работаю". На Шаболовской звучало его объявление "я тут трудился". Также при озвучивании переходов на одноимённые линии на Октябрьской, Третьяковской, Китай-городе и Проспекте Мира объявлял "переход на ... линию, которую озвучивал ... ". Причём называл только мужчину. Например "Станция Октябрьская. Переход на Кольцевую линию, которую озвучивал Никита Михалков" "О подозрительных предметах сразу сообщайте машинисту". Прикольно было его слушать. А Яна Чурикова на этой же ветке в основном объявляла всё по стандарту, только добавила поздравление москвичей, пассажиров метро с 80-летием и желала всегда оставаться в ритме столицы. Помню, при отъезде от Октябрьской слышал их объявления. Куценко, по моему говорил "Московское метро - это все мы, а все мы - это Москва". Также я слышал объявления на Таганско-Краснопресненской линии, на которой тогда ещё жил. Помню, 30 апреля около полудня где-то, может чуть пораньше, пришёл на Выхино, стою на перроне, жду поезд в сторону центра, а тут стоит поезд из центра и я слышу какой-то новый женский голос. Подумал, может снова решили поменять информаторов, как это сделали на этой ветке в 2013 году, в канун открытия станций Лермонтовский проспект и Жулебино. В сторону центра по моему услышал привычный мужской информатор, который и установили в 2013 году. Не помню, на Кольцевую или на рыжую ветку потом пересел, но не слышал новых голосов. А потом по делам нужно было поехать на Добрынинскую, затем на Тверскую, и когда на Павелецкой на зелёной ветке сел в сторону Тверской, а это в сторону центра, то тоже услышал непривычный мужской голос. Тоже после стандартного объявления, что следующая станция Новокузнецкая, слышал поздравление с 80-летием метро. И представился Валерием Сюткиным. Когда доехал до Тверской, то услышал уже женский голос. Потом по интернету и соцсетям посмотрел, что это была Вера Алентова. Потом на Пушкинской уже сел и поехал домой на Выхино и тоже услышал новые голоса. Вроде представился в центре Москвы где-то, как Александр Розенбаум. И поезд до Выхино попался, хотя она тогда уже не была конечной. По контрукции номерной, обновлённый, со светодиодным освещением, снаружи оформлен был в цвета Московский транспорт, как сейчас оформлены поезда Москва. Оказалось, это был брендированный номерной. На окнах были наклеены изображения Московского Кремля. И вот приезжаем на Таганскую. Народ пересаживается с Кольцевой линии, кто-то с жёлтой, вагон набился людьми, и после стандартного объявления, уже женского слышу "Уважаемые пассажиры! Поздравляю вас с 80-летием метро и желаю вам успехов и удачи!Ваша Светлана Немоляева, актриса театра и кино." После объявления "Будьте взамновежливы, уступайте места ... " добавляла "помните, им гораздо труднее, чем другим". А после слов "о подозрительных предметах сообщайте машинисту" добавляла "помните, что они могут быть опасными". Александр Розенбаум любил читать строчки из своих стихотворений. Помню, как на Выхино заходишь в метро, утром тебя народ толпой вносит и тут после объявления, что следующая станция Рязанский проспект Розенбаум говорит: "Верю в любовь, добро, жар-птицы перо. Ваш александр Розенбаум." А после Текстильщиков, как выезжали на открытый наземный участок звучало его поздравление. Не сразу после объявление о следующей станции. То же самое он объявлял и при отъезде от Щукинской. А при отправлении от Полежаевской говорил: "А правда речь хорошая, да только позабытая, вдребезги разбитая". И везде повторял: "Ваш Александр Розенбаум". На Кольцевой линии Никита Михалков говорил "о подозрительных предметах, пожалуйста, сообщайте машинисту". А к объявлению о том, чтобы при выходе из поезде не забывали свои вещи добавлял "они Вам ещё пригодятся". В общем, кто как мог, импровизировал. По остальным линиям не помню, что такого особенного объявляли. Несколько раз попадал на серую ветку, но тогда, в мае 2015, ниразу не услышал голос Оксаны Фёдоровой и Михаила Ефремова. Зато потом в конце июля, когда этих голосов уже как 2 месяца не было, на той же серой ветке попал на поезд 80 летия московского метрополитена и услышал незнакомый мне мужской голос. Как потом проверил - это был Игорь Кириллов. Кстати, и на этот Новый год на разных линиях слышал разные голоса, но кто на какой ветке объявлял, так и не нашёл.

Поезд 70-летия Великой Победы на станции Пушкинская
Поезд 70-летия Великой Победы на станции Пушкинская

Изначальный внутренний интерьер поезда
Изначальный внутренний интерьер поезда

Поезд "80 лет в ритме столице" в электродепо Владыкинозначальный внутренний интерьер поезда
Поезд "80 лет в ритме столице" в электродепо Владыкинозначальный внутренний интерьер поезда

Внутренний интерьер этого поезда
Внутренний интерьер этого поезда

Эти 2 поезда курсировали по нескольким веткам метро. Сначала в канун 80-летия метро их пустили по серой ветке, потом один из них, который посвящён 80-летию метро, на пару дней передали на фиолетовую ветку в честь открытия на ней станции Котельники, которое долго откладывалось. Потом вернули на серую, но в конце января 2016 года оба состава вновь передали на эту ветку, в электродепо Выхино. В начале февраля они начали курсировать по ней. И курсировали они по ней 2 года, после чего были снова возвращены на серую ветку. В середине 2016 года официальные логотипы празднования 70-й годовщины Победы были заменены на символику Дня Победы, а сам состав получил новое название «Поезд Победы». В феврале 2019 был передан депо Солнцево, где числится и по сей день и курсирует по Солнцевской и Большой Кольцевой линиям. А поезд "80 лет в ритме столицы" в январе 2018 года был передан на рыжую ветку, по которой ездил 7 месяцев, после чего также был возвращён на серую. 18 ноября он был переведён серой ветки в депо Солнцево и курсировал по Солнцевской и Большой Кольцевой линиям. В апреле 2019 года оформление поезда сняли (а жаль, интересно было бы на память) и сейчас он курсирует по той же ветке уже как обычный поезд. Каждый вагон снаружи был оформлен в хронологическом порядке цветами линий московского метрополитена, в соответствии с их номерами, а внутри, поскольку в составе 8 вагонов, а юбилей 80 лет, было рассказано про развитие метрополитена в каждом десятилетии, какие новые станции были открыты в это десятилетие. Например, первый вагон снаружи был обклеен красным цветом, обозначающим первую красную Сокольническую линию, а внутри была информация о развитии метрополитена в первом десятилетие его существования, 1935-1944 гг.. Второй вагон был зелёным, 1945-1954 гг.. И так далее. Также была краткая информация о всех метрополитенах СНГ, например, Минский, Киевский, Харьковский, Ташкентский и т.д..Только вот третий вагон был голубым, а четвёртый коричневым. А третья линия то синяя, Арбатско-Покровская, и только четвёртая, Филёвская голубая. Далее с цветами было всё в порядке. Вот видео с парада поездов на Кольцевой линии метро

А вот выставка разных типов вагонов, курсировавших ранее в московском метрополитене на центральном пути станции метро Партизанская

Впрочем, за эти 5 лет в московском метро много чего поменялось. Сначала в конце 2015 года были добавлены такие объявления в поездах, как "Уважаемые пассажиры, в вагоне поезда держитесь за поручни!" или "Уважаемые пассажиры, будьте внимательны и осторожны при выходе из вагона!". Первые из них звучали при отправлении от ряда станций метро после объявления следующей станции, также решили это объявление добавить при отправлении от всех конечных станций кроме Котельников. При отправлении от Зябликово звучит объявление о вежливости пассажиров, а от следующей, Шипиловской, уже объявление про поручни. На юго-востоке ТКЛ, где и расположена станция Котельники, впервые объявление о поручнях можно услышать только при отправлении от Волгоградского проспекта к Пролетарской. Не знаю, как тогда было на существовавшем перегоне Деловой центр - Парк Победы. Так, в принципе, от каждой третьей до пятой станции можно его было услышать. А второе из этих объявлений решили добавить в основном на центральных станциях, но есть и исключения. Например, Воробьёвы горы, Петровско-Разумовская, Парк Победы. Часто это объявление звучало к станциям, где платформа справа. По прибытии на конечные станции после объявлений о том, что поезд дальше не идёт, просьба выйти из вагонов, при выходе из поезда не забывайте свои вещи решили добавить следующее объявление: "Обращаем ваше внимание, что за нахождение в поезде, следующем в тупик, предусмотрена административная ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации." Позже, где-то, по моему в сентябре 2016 года, формулировку поменяли: "За нахождение в поезде, следующем в тупик, в соответствии с законодательством РФ предусмотрена административная ответственность." На Таганско-Краснопресненской линии 25 декабря 2015 года появились объявления станций на английском языке и пассажирам они очень понравились, они сранивали их с объявлениями в аэроэкспрессах. Мне они даже больше понравились, чем потом ввели на других ветках. "Taganskaya station. Interchange to Marksistskakya station, lines five (5) and eight (8)." Правда, сейчас говорят попроще, если пересадка на станцию, у которой название другое, её называют, если такое же, или пересадка на 2 или 3 станции (линии), то просто озвучивают номера линий. Вот, кстати, ввести бы объявление номеров линий и на русском языке. Ведь по номерам удобнее ориентироваться, чем по названиям (Сокольническая, Замоскворецкая и т.д.). Можно и количественным числительным (линия 1) или порядковым (первая линия), как объявляют в петербургском метрополитене. Но я думаю, для разнообразия и чтобы не повторять за ними, объявления сделать не так, как в городе на Неве. Стали объявлять и выходы ко всем вокзалам и железнодорожным платформам и станциям, которые расположены в непосредственной близости от метро, аэроэкспрессам до аэропортов. Раньше так объявляли только на Комсомольской выход к трём вокзалам. Поскольку там ещё и платформа Каланчёвская, по которой в отличие от этих трёх вокзалов движение сквозное, формат объявления изменили и там, добавив к старому объявлению слова "железнодорожной платформе Каланчёвская и" вокзалам, дальше их перечисление. Где-то говорили платформа, где-то станция. Отличаются они тем, что последняя имеет стрелочный переводы, ответвления, разветвление путей, можно перестроиться с одного пути на другой. А в район платформа такого нет, просто проходят железнодорожные пути мимо неё, никак не соединяясь. Ещё платформы называют остановочными пунктами. Расстояние между двумя станциями называют перегон, а между двумя платформами или платформой и станцией - участок этого перегона. Где-то по ошибке называли и называют станцию платформой, например, на Тушинской. Потом в апреле 2016 года ввели объявления выходов к автостанциям. В июле 2016 года английские объявления ввели на Кольцевой линии. Они были идентичны тем, что ранее были введены на Таганско-Краснопресненской линии. Затем в сентябре 2016 года открылось МЦК, и там я услышал современный формат объявления названия остановок и переходов на английском. "This is Ploshchad Gagarina. Change here for Leninskiy Prospect metro station, line 6." Вместо station и interchange. На ТКЛ и Кольцевой линиях всё оставалось без изменений в английских объявлениях. Добавили везде русские объявления на станции МЦК. Где-то обычный, а где-то наземный переход на такую-то станцию московского Центрального кольца. Ещё его рекламировали "Город стал ближе!" Действительно, кому-то оно стало удобнее, где-то отпала необходимость ехать через центр Москвы и делать кучу пересадок. Например, в район Москвы сити. Но сначала не на все линии официально появились пересадки. Из-за отдалённости от метро. Но потом, по просьбам жителей их ввели. Но сильной популярностью они не пользуются. А в апреле 2017 года случилось, пожалуй, одно из самых масштабных изменений в объявлениях - английские объявления ввели на всех остальных линиях метро. Причём на первых двух, про которые писал выше, тоже поменяли формат объявлений. Сначала на некоторых ветках пересадки на другие линии объявляи просто "change for... (line or station)", потом ввели единый формат, как до этого на МЦК. Сделано это было к предстоящему тогда Кубку конфедераций, который был "тренировкой" к чемпионату мира по футболу, который прошёл в 2018 году. Также ввели английские объявления на всех железнодорожных вокзалах, причём на Казанском и Павелецком вокзалах к тому моменту эти объявления уже были. Правда, объявляли их другим голосом, не тем, что на остальных вокзалах. В конце 2017 года в метро появился новый английский информатор. Впервые можно его было услышать на открытой тогда станции Ховрино. Затем его ввели и после открытия Большой кольцевой линии, продления Люблинско-Дмитровской линии метро до Селигерской, Солнцевской линии до Рассказовки. Также решили его установить и в новых поездах Москва, которые поставляли на Филёвскую линию. Потом ввели объявления выходов к автобусам до аэропортов на станциях Речной вокзал, Домодедовская, Саларьево, которые также переозвучили новые информаторы. Но в 2019 году стали возвращать старый английский информатор, так что тот новый оказался временным. Сначала на вновь открытой станции Савёловская БКЛ, потом на Некрасовской линии. Кстати, на русском языке с 2018 года новые участки метро из мужских информаторов стал озвучивать Алексей Россошанский, который до этого ещё в августе 2013 года озвучил Таганско-Краснопресненскую линию. Но женский информатор остался неизменным, всегда объявляет станции Юлия Романова-Кутьина. Лишь тогда на той же ТКЛ объявления станций в связи с её продлением озвучила Екатерина Пясецкая, хотя по голосу иногда немного кажется, что это Юлия. Но сейчас её туда вернули. Кстати, с 2019 года стали менять и формат русских объявлений. Убрали слова "уважаемые пассажиры", вместо "в вагоне поезда" стали объявлять "для вашей безопасности держитесь за поручни". Убрали слово взаимно, просто теперь "будьте вежливы ...". "Будьте осторожны, выходя из вагона" вместо "будьте внимательны и осторожны при выходе из вагона". Сначала я всё это услышал в апреле 2019 года на Сокольнической линии перед её продлением в Коммунарку. Но в конце 2019 - начале 2020 эти объявления стали вводить и на остальных ветках метро. Также в последние месяцы поменяли везде, где был старый информатор, на новый, из мужчин по русски всегда стал объявлять теперь Алексей Россошанский. В канун открытия первых двух диаметров на ряде станций, где пересадки на эти диаметры, а раньше это были просто выходы к железнодорожным платформам/станциям, говорили "скоро здесь будет пересадка на первый/второй диаметр". После открытия по английски озвучили пересадки на эти диаметры ("change here for D1 or D2") или, если не только на него, но и на какую ещё линию, то просто его в конце перечисляли. Ввели и объявления на английском и выходы к аэроэкспрессам в аэропорты ("aeroexpress trains to Vnukovo/Domodedovo/Sheremetievo airoport"). Сейчас, во время пандемии также добавили дополнительные объявления по поводу того, чтобы держать дистанцию 1,5 - 2 метра, и что с 22 апреля проезд возможен только по карте Тройка или по социальной карте.

В плане поездов - за эти 5 лет появились новые поезда в московском метрополитене. В частности, были запущены инновационные поезда новой модели Москва со сквозным проходом. Впервые такой поезд был запущен 14 апреля 2017 года по Таганско-Краснопресненской линии. Правда, через пару месяцев выявились кое-какие проблемы в его эксплуатации, но потом их устранили и курсируют сейчас они без проблем уже по нескольким линиям метро. После ТКЛ их запустили по калужско-Рижской линии метро 14 мая 2018 года, то есть год и месяц спустя после их запуска по ТКЛ, потом летом ими стали заменять подвижной состав на Филёвской линии и, поскольку линия короткая и интервалы увеличенные из-за немного непросчитанной логистики, и вследствие этого там не так много поездов, заменили их полностью за полгода. В январе 2019 года не было уже ни одного из старых поездов Русич, которые, кстати, и не такие старые, как номерные, Еж. Их начали поставлять на эту линию с июля 2005 года и они полностью там заменили вагоны Еж в сентябре 2009 года, то есть тогда их меняли чуть более 4х лет. Затем их пустили по Сокольнической, Большой Кольцевой, Некрасовской линиям.

Поезд Москва на Таганско-Краснопресненской линии метро
Поезд Москва на Таганско-Краснопресненской линии метро
Внутренний интерьер поезда. Он отличается от предшественников Ока и Русич тем, что освещение идёт посередине, а не по бокам, и у кабины машиниста, справа перед дверьми нет 3-х сидений. Также есть сквозной проход и отсутствуют сиденья во всех концах вагонов
Внутренний интерьер поезда. Он отличается от предшественников Ока и Русич тем, что освещение идёт посередине, а не по бокам, и у кабины машиниста, справа перед дверьми нет 3-х сидений. Также есть сквозной проход и отсутствуют сиденья во всех концах вагонов
Необычное для метро расположение сидений в поездах, курсирующих по Филёвской линии
Необычное для метро расположение сидений в поездах, курсирующих по Филёвской линии

Поезда Ока и Русич прекратили производство, причём последний из них ещё до 80-летия метро, в 2013 году. Также была прекращена в прошлом году эксплуатация поездов Яуза после аварии в тупике на станции метро Каховская. Помио Каховской линии они также курсировали в обновлённом варинате и по Люблинско-Дмитровской линии, но на линию выпускали не более двух поездов. По конструкции они мне напомнили поезд Русич ранних моделей, где есть такая же бугущая строка, информация начинает бегать или останавливается с названием станции после голосовых объявлений, да и по звуку мотора полностью мне напомнило, я в них несколько раз там катался. После аварии их через несколько дней также сняли с эксплуатации и больше поезда данной модели на линию не выходили. Вообще, у них сложная история с эксплуатацией, это был самый редкий поезд в московском метрополитене. Сейчас же самый редкий поезд - это Еж. Несколько составов ещё курсируют по Таганско-Краснопресненской линии, но скоро их выведу из эксплуатации и эти поезда уйдут в историю. Высказывается предложение их выпускать на линию на Новый год, возможно, на парад поездо в годовщину московского метрополитена, но поскольку они выглядят старо, я бы сказал, как ретро поезда, то они бы больше вписались по стилю в станции Сокольнической, Замоскворецкой, Арбатско-Покровской, Филёвской и Кольцевой линий, где есть станции с архитектурными излишествами (от которых в 1955 году пожелал отказаться Хрущёв). Один из поездов на Новый год сейчас выпускают и курсировал он уже по разным линиям (Таганско-Краснопресненская, Кольцевая, Замоскворецкая). В отличие от Яуз, Еж курсировал в Москве полвека, а то и больше. Итак уже немалый срок. Не может же всё ездить вечно.

А теперь вспомним про День Победы в 2015 году. В этом году отмечали 70-летие Великой Победы и отметили достаточно широко, ярко, планировали, что отметят ещё ярче, чем 60-летие. Тут возникает вопрос, а что, 65-летие Победы отмечалось не так ярко? Видимо, годовщины, кратные 10, важнее, чем кратные только 5, за исключением тех, что кратны 25. В этом году Великой Победе 75 лет, но ввиду со сложившейся ситуацией с коронавирусом, отмечали его, конечно, не так ярко, как 5 лет назад.

Логотип 70-летия Победы
Логотип 70-летия Победы

В России подготовительные мероприятия к празднованию юбилея официально начались в 2013 году. 25 апреля 2013 года президент России Владимир Путин подписал указ «О подготовке и проведении празднования 70-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 годов». Подготовка в параду велась в непростых условиях, в условиях экономических санкций, разногласий со странами Запада, связанных с войной на Донбассе. Лидеры западных стран отказались присутствовать на параде. На Украине, например, парады победы не отмечались уже второй год, как раз, когда там всё это началось, Евромайдан, война с Россией. Помню, показывали, как в Киеве из белых коробок выложили года Первой Мировой войны. По динамикам вроде пели военные песни, но широких празднований не было. В России нынешний вариант эмблемы к 70-летию Победы, представленный выше, был разработан 22 октября 2014 года, а до этого в 2013 году предлагали другую эмблему.

Эмблема (логотип) представлена летящим белым голубем на небесно-синем фоне и изображением георгиевской ленты, опоясывающей небесно-синюю плашку. В изображении и надписях «1945—2015», «ПОБЕДА!», «70 ЛЕТ» применены цвета российского флага. Логотип и эмблема, предназначенные для использования в оформлении мест проведения праздничных мероприятий, символизируют:

- белый голубь — символ мира, в сочетании со цветом фона делает логотип воздушным и открытым;

- Георгиевская лента — цвета победы, памяти, указывает на тему празднования;

- небесно-синий фон — цвет новой жизни, неба, весны;

- использование цветов флага России (белый, синий, красный) в оформлении логотипа подчёркивает высокий государственный статус празднования.

Первоначальный вариант эмблемы, утверждённый Российским оргкомитетом «Победа» 12 июля 2013 года, представлял собой многоцветное изображение знака ордена Отечественной войны 1-й степенив обрамлении золотых лавровых ветвей и с надписью золотого цвета «70 ЛЕТ». Автор эмблемы — заслуженный художник Российской Федерации Н. И. Уколов.

Старый вариант эмблемы, разработанный в 2013 году
Старый вариант эмблемы, разработанный в 2013 году

В России парады победы прошли в 26 городах, в том числе 5 парадов кораблей ВМФ в российских портах (Североморск, Калининград, Санкт-Петербург, Севастополь, Владивосток) и 5 авиационных шоу с участием боевой авиации (Москва, Североморск, Калининград, Ростов-на-Дону, Севастополь, Екатеринбург). Также было возложение цветов у могилы неизвестного солдата в Александровском саду в Москве, праздничное представление на Красной площади, вечером салют. Прошли несколько международных акций, такие как Бессмертный полк, мотопробег победы, который был организован байкерским клубом "Ночные волки" и проходил по маршруту Москва - Минск - Брест - Вроцлав - Брно - Братислава - Ване - Мюнхен - Прага - Таргау - Карлсхорст - Берлин. В акции приняли участие и байкеры из других стран. Также прошёл автопробег от Бреста (начало Великой Отечественной войны) до Петропавловска Камчатского (окончание Второй мировой войны) на грузовике ЗИС-5В 1942 года выпуска. Маршрут прошёл через 13 городов-героев России и Белоруссии, при этом на Дальний Восток будут доставлены капсулы с землёй с мест самых ожесточенных боёв, которые заложат при закладке Аллеи Славы в Петропавловске-Камчатском. В праздничные дни на Тверском бульваре в Москве были установлены пять отреставрированных вагонов-«теплушек», каждый из которых символизировал определённый год войны. Переходя из вагона в вагон, посетители с помощью военной хроники, фотоматериалов, образов и символов могли узнать, как развивались события и чем жили люди в это трудное время.

Юбилейная медаль в честь 70-летия Великой Победы
Юбилейная медаль в честь 70-летия Великой Победы

В Москве Парад Победы прошёл, как обычно, на Красной площади. Начало в 10:00 по московскому времени. В параде приняли участие свыше 15 тысяч военнослужащих, в том числе 1,3 тысяч иностранных военных. Приняли участие 194 единицы бронетехники и 143 самолёта и вертолёта.

Также в нескольких городах прошли военно-морские парады, в том числе в Санкт-Петербурге, Севастополе, Балтийске, Владивостоке и Североморске.

Воздушная часть парада в Москве. Самолёты "выстроили" число 70, символизирующее количество лет, которое прошло с момента Великой Победы в 2015 году
Воздушная часть парада в Москве. Самолёты "выстроили" число 70, символизирующее количество лет, которое прошло с момента Великой Победы в 2015 году
Военно-морской парад в Санкт-Петербурге
Военно-морской парад в Санкт-Петербурге

Также парады победы прошли в ряде стран СНГ, в том числе в Минске, Казахстане, Таджикистане. Украина, как я писал выше, День Победы широко не отмечала. Праздник отмечался исключительно усилиями общественных, ветеранских организаций. За три недели до праздника неизвестными был убит один из организаторов празднования Дня Победы на Украине, бывший депутат Верховной рады от «Партии регионов» Олег Калашников. Но зато проводились парады на Донбассе. В Донецке он прошёл впервые, до этого проходили только мирные демонстрации. Парад собрал 15 тысяч зрителей, участвовали около 1500 военнослужащих самопровозглашённой Донецкой Народной республики около 30 единиц военной техники.

Также стоит упомянуть акцию "Бессметрный полк", которая тогда уже как несколько лет проводилась в России, с каждым годом число участников увеличивалось. В акции также участвовали и другие страны, это и СНГ, и Европа, и Америка и др. В России приняло участие в этой акциии порядка 12 миллионов человек. В Москве, по данным полиции, приняло участие порядка 500 тысяч человек. Шествие прошло от Белорусского вокзала, по Тверской улице, через Красную площадь и до Москворецкой набережной. В Санкт-Петербурге в этой акции тогда приняло участие 300 тысяч человек.

Акция "Бессмертный полк" в Москве 9 мая 2015 года
Акция "Бессмертный полк" в Москве 9 мая 2015 года

Также по традиции в 22:00 в ряде крупных городов, в том числе Москва, Санкт-Петербург, Минск, Екатеринбург, Брестская крепость и другие областные центры, был проведён праздничный салют, в курупных городах он состоял из нескольких тысяч выстрелов, в москве было произведенео порядка 10 тысяч выстрелов.

Салют на фоне Спасской башни в Москве
Салют на фоне Спасской башни в Москве
Салют над Невой на фоне петропавловской крепости, мостов, набережных в Санкт-Петербурге
Салют над Невой на фоне петропавловской крепости, мостов, набережных в Санкт-Петербурге

После окончания военного парада на Красной площади 9 мая 2015 года Президент России Владимир Путин вместе с главами иностранных государств и правительств, прибывшими в Москву на празднование 70-летия Победы, возложил цветы к Могиле Неизвестного Солдата в Александровском саду и почтил память погибших минутой молчания. Также церемонии возложения цветов проходили в Санкт-Петербурге, Сочи, а за границей - в Швейцарии (город Базель), Бельгии (Брюссель, кладбище в коммуне Эвере).

Возложение цветов к Могиле Неизвестного Солдата
Возложение цветов к Могиле Неизвестного Солдата

Также представлю вам ниже фотографии того Дня победы в подмосковном городе Воскресенск, в котором я был в тот день. Прогулялся по центру города, аллее Победы, а на берегу Москвы реки, недалеко от усадьбы Кривякино, к югу от пешеходного моста, был концерт с песнями военных лет. Также было организовано военное питание (чай, хлеб, кукуруза) и по моему, представлена некоторая военная техника (грузовик ЗИС). Фоток, к сожалению с этого концерта. не осталось, но есть фото аллеи Славы. Смотрите ниже.

Плакат Победы на фоне памятника Ленину
Плакат Победы на фоне памятника Ленину
Эмблема победы на экране на центральной площади Ленина
Эмблема победы на экране на центральной площади Ленина
Аллея Победы в центре города между Октябрьской и Пионерской улицами
Аллея Победы в центре города между Октябрьской и Пионерской улицами
-24
Вечный огонь
Вечный огонь

-26

Эх, какая погода была хорошая, солнце, днём +20 градусов, вот вот появилась зелень на деревьях, все гуляли, не было никакого карантина. Но из-за ясного безоблачного неба ночи были холодные, где-то, наверное в районе Черустей, возможно, были и небольшие заморозки. А в 2010 году, в день 65-летия Победы вообще было по летнему жарко, днём температура поднималась до +26 ... +27 градусов. Правда, вечером, в районе Егорьевска прошли дожди с грозами. А где-то их не было. Характерно для лета в Средней полосе. А в этом году на День победы в Москве было облачно и прохладно. Но по телевизору показывали и военные песни, и концерты, что, конечно радовало, особенно, когда на улицу выходить нежелательно из-за карантина, когда в 145 миллионной стране каждый день выявляется по 10-11 тысяч новых случаев заболевания. А сейчас уже занимает второе место по числу заболеваний со значение 250 тысяч человек, обогнав в один день Испанию, Италию и Великобританию. Но до лидера США нам, конечно, далеко и я думаю, такого количества мы уже, к счастью, не достигнем. Что ж, дай бог, чтобы летом, к осени это всё окончательно закончилось, и мы все снова бы смогли погулять, сходить на интересные мероприятия, путешествовать и спокойно заниматься тем, что хотели бы и что пока в нынешней ситуации невозможно.