Найти тему
Оксана Волкина

Для чего личный бренд наемному сотруднику?

Оксана Волкина, HR-эксперт, карьерный консультант.
Оксана Волкина, HR-эксперт, карьерный консультант.

Личный бренд - это образ вас, сформированный̆ в сознании других людей̆.

Традиционно принято считать, что личный бренд нужен медиа персонам, блогерам, политикам, деятелям искусства, экспертам, бизнесменам и предпринимателям.

Но не только...

Возможно, вы удивитесь, но как только вы создали и выложили своё первое резюме в открытый̆ доступ, вы превратили себя в «товар» на рынке труда, а на рынке труда, как на любом другом рынке у всего есть ценность и стоимость. От того, насколько качественно вы «упакованы» с точки зрения привлекательности для потенциальных работодателей будет зависеть количество и качество предложений работы для вас.

Я, как HR-эксперт, рекомендую активно развивать свой личный бренд наемным сотрудникам. Особенно сегодня, в кризисные времена.

Прежде всего, личный бренд – это про вашу уникальность, про те отличия, профессиональные и личностные, которые дают вам преимущества перед конкурентами (другими кандидатами на ту должность, которая вам интересна и нужна).

Каждый человек в чем-то уникален, возразите вы. Согласна, да.

Хотя, ежедневно изучая десятки резюме, создается впечатление, что это не так! Потому что, далеко не каждый умеет свою уникальность выразить и правильно презентовать.

Развивать и продвигать свой личный бренд нужно начинать, когда вы вышли на уровень специалиста в той сфере, где вы работаете. Так как основа личного бренда или фундамент – это реальные факты ваших профессиональных успехов и достижений. Личный бренд даёт преимущества и бонусы, но и обязывает соответствовать. Это как раз тот случай, когда решает не только «упаковка», но и содержание. Если вы хотите преуспеть в поиске достойной работы и успешном развитии карьеры, помните об этом правиле!

Какие преимущества даёт развитый личный бренд для наемного специалиста:

1. Более широкие карьерные возможности;

2. Преимущество перед другими кандидатами при трудоустройстве;

3. Более высокая стоимость на рынке труда.

Наёмный̆ сотрудник взаимодействует в процессе работы с руководителями или собственниками компании, с клиентами или потребителями, с профессиональным сообществом из своей̆ сферы деятельности. Важно, чтобы во всех трёх направлениях вас воспринимали адекватно, без противоречий, как ценного, нужного сотрудника и компетентного профессионала.⠀


Например, вы администратор магазина. Администраторов тысячи. Что в вас такого уникального бывает трудно определить сразу, но это обязательно нужно найти. Например, вы отлично разбираетесь в людях и умеете прекрасно коммуницировать с коллективом. В вашу смену коллектив работает слаженно и четко, не бывает недостач, выручка выше, чем в других торговых точках при равных прочих условиях, любые конфликты с клиентами решаются быстро либо вообще не возникает конфликтов. Число лояльных клиентов магазина растет ежемесячно именно благодаря вашей работе. Вот и уникальность, основанная на твердых фактах. А дальше нужно подумать, как это «упаковать» и продвигать. Возможно, вы хотите развиваться и вам нравится работать с людьми, обучать других тому, чтобы отлично умеете сами, нравится динамика в работе. В этом случае, стоит посмотреть в сторону развития карьеры внутреннего тренера торговой сети. А возможно, вы хотите занять позицию управляющего. Тогда будет другая стратегия – повышать профессионализм, показывая руководству свои управленческие компетенции с лучшей стороны, проявляя ответственность, самостоятельность в принятии решений, навыки управления коллективом. Какой бы путь не был выбран из этого примера, необходимо создавать соответствующий целостный образ, начиная от имиджевых моментов (внешний вид, причёска и т.п.) заканчивая оформлением социальных сетей, фотографией в мессенджерах мобильного устройства, манерой общения.

Рябых Андрей, автор книги «Персональный бренд. Создание и продвижение» пишет в своей книге следующее:

«Необходимость продвигать себя на рынке труда — это реальность сегодняшнего времени, с которой приходится считаться. У каждого есть выбор: смириться с тем, что трудишься на нелюбимой, низкооплачиваемой должности, знать, что тобой не дорожат (а при случае, сославшись на кризис, без особого сожаления избавятся), либо начать работу над собой и искать лучшей доли. Ваш персональный бренд должен вызывать у окружающих (в данном случае нынешнего и потенциального руководства, коллег) чувство доверия, вашей исключительности как профессионала и побуждать сильное желание заключить с вами трудовое соглашение, удержать вас. Чем будет руководствоваться менеджер по подбору персонала, если ему надо выбрать одного из множества соискателей? Это факторы профессионализма, экспертности, надежности, доверия. Верить можно вам, верить можно в вас, в вашу ответственность и компетентность. Профессионалов, вызывающих доверие, приглашают в команды и проекты. Вы становитесь значимыми в их глазах. Люди тянутся к тем, кто вызывает доверие».

Работодателю личный бренд кандидата даёт понимание, на сколько последний подходит по "гибким" навыкам и впишется в корпоративную среду организации.

На что обращают внимание с точки зрения личного бренда HR-ы и работодатели при найме:

1. Общее позиционирование кандидата. Как написано и составлено резюме, на фото в резюме. Наличие сопроводительного письма и рекомендаций. На интервью – это внешний вид, манера держаться, вести диалог, невербальные проявления, скорость реакций, способы мышления.

Пример из практики: в компанию нужен руководитель отдела. Кандидат прислал резюме, которое было прекрасно составлено, был указан релевантный опыт, достижения на предыдущих должностях, рекомендации, всё соответствовало и кандидата пригласили на интервью. На интервью кандидат пришел с небольшим опозданием, не предупредив заранее, что задержится, был одет небрежно, с HR общался свысока, неохотно отвечая на вопросы. Много говорил о себе, был не внимателен, держался в целом высокомерно. Такое позиционирование никак не вписывается в идею компании про слаженную командную работу, личный бренд кандидата не соответствует. Отказ.

2. Социальные сети. Даже если вы не указали ссылку на них в резюме, опытный рекрутер быстро найдёт ваш профиль на просторах интернета. Социальные сети могут рассказать об интересах и увлечениях, как кандидат проводит свободное время, о его семье и друзьях. Социальные сети достаточно точно отражают «картину мира» конкретного человека, показывают нюансы социального взаимодействия и возможные противоречия.

3. Если кандидат ведет свой блог или канал, делает публикации в СМИ - это ценные ресурсы для изучения его личного бренда.

Я обычно изучаю личный бренд кандидатов и оцениваю в целом:

- личную информацию (хобби, семья, друзья, образование и т.п.).

- компетенции, сферу бизнес-интересов.

- отзывы, рекомендации, кейсы, результаты.

Многих кандидатов «напрягает» та тщательность, с которой рекрутеры и компании относятся к вопросам найма, однако, это скорее признак профессионализма и серьезности намерений организации в отношении нанимаемых сотрудников. Компания проводит такой тщательный отбор «на входе», чтобы в дальнейшем избежать текучести, новых расходов на найм и ошибок в рабочих процессах. Чтобы новый сотрудник соответствовал сложившейся корпоративной культуре, смог более легко вписаться в существующую структуру, быстрее и легче прошел процесс адаптации, очень важно на этапе отбора изучать не только профессиональные компетенции, но и личный бренд. Если вас принимают на работу буквально не глядя, едва изучив резюме и проведя экспресс интервью - это повод насторожится и задуматься о серьезности намерений работодателя и уровне организации процессов внутри компании.