Найти в Дзене
Фонд «Жизнь как чудо»

Всеобщая донорская обязанность

Оглавление

Разбираемся, как в России устроено прижизненное и посмертное донорство органов.

Сегодня в нашей стране проводится около 2 000 трансплантаций. Эта цифра растёт каждый год, но всё ещё недостаточно, чтобы догнать мировых лидеров в области пересадки органов — Испанию и США.

Трансплантологи постоянно говорят об острой нехватке донорских органов — их сегодня требуется примерно 10 тысяч. По статистике, количество посмертных доноров в России не превышает 4 человека на миллион населения, что в 10 раз ниже испанского показателя. Казалось бы, такой дефицит должен был обойти стороной страну с 144,5 миллионами населения, но пока мы находимся в числе отстающих.

На основании закона. Что такое презумпция согласия и как она работает

Современная трансплантология в России работает по закону «О трансплантации органов и (или) тканей человека» и отдельным статьям из закона «Об основах охраны здоровья граждан». Первый документ действует в России с 1992 года и до сих пор не менялся. Согласно ему, любой россиянин по умолчанию становится донором после смерти, если не отказался от этого при жизни. Это называется презумпцией согласия.

Подобная норма действует во Франции, Италии, Швеции, Бельгии, Финляндии, Дании и Норвегии. Самым передовым примером считается Испания, где ежегодно благодаря существующим законам проводят рекордное количество трансплантаций. В США, где уровень донорства также высок, наоборот, действует презумпция испрошенного согласия. Это значит, что желающий стать донором должен зарегистрироваться в специальном реестре своего штата онлайн или по почте. В большинстве штатов отметка о согласии на донорство ставится в водительских правах.

-2

Основная проблема в том, что о действующей в нашей стране презумпции согласия знают далеко не все, следовательно, как и о своём праве отказаться от донорства. Существующий порядок не раз критиковали родственники умерших, а СМИ писали о случаях «незаконного» изъятия органов. В частности из-за этого появилась потребность в обновлении законов, составлении понятного руководства для участников отрасли, к которым относятся все граждане России.

В Минздраве активно разрабатывают законопроекты о донорстве. Авторы предлагают фиксировать согласие или несогласие на изъятие органов в едином реестре, а также в паспорте или в водительских правах. Сейчас такой системы нет — по крайней мере, её нет в общем доступе — а она нужна для прозрачности, открытости и удобства врачей, пациентов и доноров.

Доноры при жизни и после смерти

Органы пересаживают как от живых людей, так и от мёртвых. Живой человек может быть донором только кровному родственнику и только почек или фрагмента печени. Сегодня на родственную трансплантацию приходится примерно 20% всех пересадок органов в мире. Чтобы стать донором при жизни, нужно соответствовать сразу нескольким критериям: быть совершеннолетним, дать письменное согласие и знать о возможных последствиях для здоровья. Также донор должен подходить по медицинским показаниям: их определяют врачи благодаря специальным анализам и тестам.

К сожалению, даже самые близкие родственники — папа, мама, дядя, сестра — не всегда подходят в качестве доноров.

Донорами могут быть те погибшие, которых не удалось спасти несмотря на усилия врачей. Если его родственники не высказались против и он при жизни не возражал, человек становится посмертным донором и спасает сразу нескольких людей. Скорее всего, они провели годы в ожидании нужного органа.

-3

Смерть мозга. Как органы попадают от посмертного донора к реципиенту

Погибшим считается человек, у которого установлена смерть мозга — третья стадия, когда мозг погиб, но сердце ещё бьется. На четвёртой стадии ни мозг, ни сердце уже не работают. На обоих стадиях человека, к сожалению, уже не спасти. Чтобы исключить вероятность медицинской ошибки, смерть мозга должен подтвердить консилиум врачей, который проводит несколько исследований и тестов.

Распространён миф, что врачи намеренно не оказывают помощь, чтобы превратить пациента в посмертного донора. Это неправда: трансплантологи не имеют отношения к людям, попавшим в реанимацию, они приезжают в больницу уже после констатации смерти мозга и по приглашению коллег.

В столице это происходит так: после подтверждения смерти мозга в больницу приезжают специалисты из Московского координационного центра органного донорства на базе Боткинской больницы. Они извлекают органы, консервируют и занимаются поиском тех, кому их будут пересаживать.

В такие моменты на счету каждая минута, потому что у всех донорских органов короткий «срок жизни». Почки при условиях правильной консервации сохраняются пригодными для пересадки в течение 24 часов, печень — до 16, поджелудочная железа — до 15, сердце — до 9-10, лёгкие — до 7-9. Из-за этого подбор реципиента, его вызов и подготовка к операции проводится параллельно с изъятием органов у посмертного донора.

Важно отметить, что никто не ищет донорские органы специально: всегда для уже имеющихся органов подбирают людей из листа ожидания.

При подборе учитывают медицинские показатели — группа крови, иммунологическая совместимость, исходное состояние органа. Орган будет качественно работать в тех условиях, к которым «привык». Есть и физикальные параметры: возраст, вес, рост донора и реципиента. Размер органа тоже имеет значение для пересадки и будущего «приживания».

-4

«Чёрный рынок» органов: самый популярный миф о трансплантологии

Ведущие трансплантологи страны и эксперты в этой области уверяют, что никакого «чёрного рынка» торговли органами в России не существует. Трансплантации проводят только в государственных клиниках с лицензией. Для качественной пересадки органа необходимы оборудование, лаборатории и медперсонал. В подобных операциях обычно участвуют до 50 специалистов.

Чтобы органы оставались пригодными для трансплантации, умершего человека подключают к искусственным системам жизнеобеспечения. Этот процесс называется кондиционированием органного донора. Его невозможно провести вне хорошо оснащённой больницы.

После трансплантации пациенту нужна реанимация в течение суток или недели, где всё это время проводится интенсивная терапия, коррекция всех органов и систем. Нередко требуется переливание крови, специфические препараты, определение концентрации этих препаратов в крови — то есть еще нужна лаборатория, а к ней ещё и центр трансфузиологии, который заготавливает и выдает кровь, плазму. Нужны специалисты по гемокоррекции, гемодиализу, оксигенации, водители, которые перевозят органы на специальных машинах, санитарки, которые готовят операционные.

Это целая система, которая выстраивалась годами — повторить её в «подполье» и держать в тайне невозможно.

Надеемся, нам удалось разрушить некоторые стереотипы о трансплантации и донорстве органов в России. Интересно, к какому выводу пришли вы, прочитав статью. Какая система, по вашему мнению, должна работать в нашей стране? Вы за или против действующей презумпции согласия? Готовы ли вы стать донором после смерти?