Найти в Дзене
Нетипичный Дипкун

Военные разновидности советских автобусов.

Об автобусах марки ЗИС довоенного производства известно почти всё. Исключение могут составить только кузова сторонних изготовителей, но в остальном большая часть истории знаменитого автозавода известна в подробностях, начиная с автобусов на шасси АМО-Ф 15 и заканчивая экспериментальной моделью вагонной компоновки ЗИС-17.
Её предшественник, ЗИС-16, увидел свет в 1938 году и до недавнего времени считалось, что имел он только одну разновидность кузова, известную как ЗИС-16 С (Санитарный), то есть обычный автобусный кузов 16-й модели, но с кабиной от грузовика ЗИС-5, вместо красивого аэродинамического оперения серийного автобуса.
Но недавно выяснилось, что на заводе перед войной проектировали на шасси автобуса его штабную версию, которая называлась просто и незатейливо - ЗИС-16 Ш.

Народный Комиссариат обороны СССР заказал её не от хорошей жизни. Учитывая опыт военных действий конца 30-х годов на дальнем Востоке, в Испании и Финляндии, выяснилось, что в некоторых случаях для оперативного управления войсками и командованию войсковых соединений дивизионного уровня необходимо было более оперативно перемещаться по ключевым точкам театра военных действий для более точного и детального отражения в планах перемещений войск и тыловых частей.
Углубляясь в суть проблемы — военным требовался не только подвижный легковой автомобиль повышенной проходимости, но и передвижной командный пункт, где можно было разместить крупномасштабную карту боевых действий того или иного района размером 1,5х2,4 метра. Планировка автобуса по этой причине была довольно необычной — у левой стенки салона по ходу машины имелись длинные узкие лавка и стол, а на правой в специальных зажимах должна была располагаться карта с соответствующими принадлежностями для докладчика и картографов. Необходимый для рабочих записей откидной стол располагался в кормовой части, рядом с небольшой дровяной печкой, предназначенной, в свою очередь для отопления салона в холодное время года, а сразу за перегородкой водителя установили рацию с выводом антенны на стойке кузова за водительской дверью. Из внешних видимых отличий обращают на себя внимание узкие стёкла с правой стороны кузова вместо окон, и отсутствие задней боковой двери. Они практически похожи на бойницы, из-за чего некоторые исследователи на полном серьёзе считали автобус бронированным. Это не так, кузов был самым обычным, да и с левой стороны остекление было нормальным. От обычных автобусов он отличался только однотонной окраской в защитный цвет, без каких-либо молдингов и украшательств.
Дата изготовления штабной версии автобуса неизвестна, но если в НКО СССР действительно опирались на опыт и Советско-Финляндской войны 1939-1940 годов, то конструировать штабной ЗИС-16 на ЗИСе стали никак не раньше того же 1940 года.

-2

Попал ли ЗИС-16 на фронт, или его проект отвергли ещё на стадии приёмки — неизвестно, но учитывая базовые характеристики шасси, вес, скорость, приёмистость и совершенно никакую проходимость, скорее всего он был переоборудован обратно в пассажирскую машину ещё до наступления войны.
За уточнение некоторых исторических фактов благодарим администрацию группы
ЗИЛ /Завод И Люди/.
Фотоснимок предоставлен группой
23ALEXEY23.
Оцифровка -
Нора бобра.
Вольную фантазию в рисунке об автобусе ЗИС-16 Ш во фронтовых условиях зарисовал художник
Виталий Шевченко.