На лекциях я часто рассказываю о том, что значит тот или иной символ в работах художника. А слушатели спрашивают: «А зачем художнику символ, почему бы не изобразить то, что он по факту имеет здесь в виду?».
Чаще всего эти вопросы связаны именно с творчеством Ван Гога. С одной стороны, его символы – сугубо личные, а с другой – отражают общий характер творчества художников этого времени. Давайте вместе в них разберемся!
Зачем художнику символы?
Ответственность за новый подход к искусству, в основе которого лежит Идея, лежит на опубликованном в 1886 г. «Манифесте символизма» Жана Мореаса. Основа произведения – не форма, не сюжет, но Идея, выраженная с помощью символа. Этот символ может быть многозначным, не очевидным или сложно истолковываемым, но он должен подчинять себе творческую работу.
Под влияние этой концепции, в частности, попадают художники-постимпрессионисты, такие как Гоген и Ван Гог.
Символ как таковой очень важен для живописи Ван Гога еще и потому, что до 1876 г. он работает арт-дилером и специализируется на продаже работ старых мастеров, чьи натюрморты всегда имеют эту самую двойственную природу.
Главные символы Ван Гога
Картофель
Когда Ван Гог работает проповедником в маленьком шахтерском городке Боринаж, в Бельгии, его занимает простая жизнь бедных рабочих. Она фактически строится по замкнутому кругу. Они работают, чтобы есть, и едят, чтобы работать. Картофель – одна из самых дешевых и постоянных трапез. Поэтому картофель Ван Гог воспринимает как символ их тяжкого труда, соединяющий в себе горечь, усталость, тяжесть жизни, но одновременно и единение членов семьи.
Ботинки
Когда Ван Гога увольняют из фирмы «Гупиль и Ко» он ненадолго устаивается репетитором. Так как денег на транспорт не хватает, он каждый день проходит многокилометровые расстояния до работы. Ботинки появляются в его работах конца 1880-х гг. как вещь, характеризующая не только своего хозяина, говорящая о его бедности и долгой ходьбе, а еще и как символ одиночества. Как жизненного, так и творческого.
Кипарис
Это дерево воспринималось в конце XIX в. как аллегория перехода из нашего мира в мир потусторонний, поэтому их часто высаживали на кладбищах. И наоборот: т.к. их часто высаживали на кладбищах, они воспринимались трансцендентным «мостом». Так что вздымающийся вверх кипарис в «Звездной ночи» – это не просто Дерево, но и сильный идейный акцент.
Стул
Этот символ художник позаимствовал у своего современника, Люка Филдеса. Через полгода после смерти Чарльза Диккенса он создаёт гравюру, на которой мы наблюдаем рабочий кабинет писателя, который больше в него не вернётся. Всё осталось, как было при нем, даже кресло чуть отодвинуто, как будто мастер ненадого вышел.
Этот метод – показать отсутствие человека через характерную для него вещь, покинутую и оставленную, – заимствует и Ван Гог. Когда 24 декабря 1888 г. Гоген уезжает из Арля, Винсент пишет «Стул Гогена». Лучше всего этот символ читается на контрасте. «Стул Ван Гога» и «Стул Гогена» фактически показывают пропасть в личностном плане между двумя художниками, что так и не смогли объединить свои усилия по созданию нового искусства.
Подсолнухи
Находясь в Париже в 1886-1888 гг., Ван Гог увлекается популярной в то время японской гравюрой. Японская эстетика подразумевает, что каждый, даже малейший объект окружающего мира является не просто частным его представителем, но на самом деле отражает весь мир в его полноте. Поэтому, скажем, повторяя облик краба в 15 разных вариантах движения на одной гравюре, японский художник показывает саму изменчивость мира.
Таким же образом Ван Гог работает с подсолнухами. Они все разные. Каждый рос под своим углом к солнцу, каждый был по-разному срезан. Иными словами, подсолнухи разные, как и люди, выросшие в разных условиях, в непохожих обстоятельствах, с разными убеждениями и, в итоге, судьбами.
А что Вы видите в работах Ван Гога? Какой ваш любимых символ?)
Скачивайте наше приложение. 7 дней бесплатного доступа к видео и аудиолекциям!