Найти в Дзене

Следственный комитет: как работает в Москве

Безопасность жителей столицы, порядок в сложном хозяйстве Москвы, защиту интересов граждан обеспечивают правоохранительные органы. Одним из них является и Следственный комитет РФ по Москве. В сферу внимания работников комитета входят контроль за поступлением налогов в бюджет, борьба с мошенничеством и организованной преступностью и многие другие вопросы. О работе этого органа, его главных задачах и достижениях мы говорим с заместителем руководителя Главного следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по городу Москве, руководителем отдела по расследованию преступлений, совершенных должностными лицами правоохранительных органов, Виталием Владимировичем Саксиным.

Интервью: Роман Антонович

Виталий Владимирович Саксин родился в 1975 году в городе Спасск-Дальний (Приморский край). В 1997 году окончил Дальневосточный государственный университет. В 1996-2002 годах проходил службу в органах прокуратуры Приморского края, замещал должности следователя прокуратуры Спасска-Дальнего, следователя и старшего следователя Приморской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, заместителя прокурора Надеждинского района, затем был переведен в прокуратуру Камчатской области. В 2002-2008 годах замещал должности заместителя прокурора Соболевского района, старшего прокурора следственного отдела прокуратуры области, заместителя прокурора Петропавловска-Камчатского, до 2011 года занимал пост Елизовского городского прокурора Камчатского края. С 2011 года проходил службу в Главном следственном управлении Следственного комитета Российской Федерации по городу Москве на различных должностях, с 2016 года занимает должность заместителя руководителя Главного следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по городу Москве – руководителя отдела по расследованию преступлений, совершенных должностными лицами правоохранительных органов. За примерное исполнение служебных обязанностей, продолжительную и безупречную службу в органах и учреждениях прокуратуры награжден нагрудным знаком «За безупречную службу». За время службы в органах Следственного комитета Российской Федерации награжден медалями «За безупречную службу» I и II степени, памятной медалью «300 лет первой следственной канцелярии». За вклад в поддержание законности и правопорядка в городе Москве ему объявлена благодарность мэра Москвы.

Виталий Владимирович, что привело Вас на службу в следственное управление?

Конечно, основное, что привело меня в Следственный комитет, – это юридическое образование. Свою трудовую деятельность я начал в 1996 году, когда поступил на службу в органы Прокуратуры РФ в Приморском крае, откуда я родом. Там я начал работу следователем городской прокуратуры. Затем в 2002 году я переехал на работу в Камчатскую область, также в прокуратуру. Там я дослужился до должности прокурора города Елизово Камчатского края, и уже в 2011 году поступило предложение переехать в Москву на работу в Следственный комитет РФ. И вот в августе 2011 года я прибыл на службу, был назначен руководителем Черемушкинского межрайонного следственного отдела Следственного управления по Юго-Западному округу ГУ по Москве, затем был через некоторое время назначен на должность руководителя Следственного управления по Юго-Западному округу. А с июля 2016 года я уже нахожусь в должности заместителя руководителя Главного следственного управления по городу Москве и одновременно являюсь руководителем отдела по расследованию преступлений, совершенных должностными лицами правоохранительных органов.

Могу сказать, что работа эта интересная, на протяжении многих лет она была связана с расследованиями уголовных дел. Сначала я занимался этим как следователь, потом как руководитель следственного органа. И важно то, что каждое дело индивидуальное, в нашей работе нет готовых шаблонов, это не обычный офисный труд с 9 до 18 часов. Здесь постоянно приходится открывать для себя что-то новое.

Вы упомянули о своей работе следователем. Можете вспомнить самое необычное дело?

Еще раз скажу, что наша работа интересна тем, что каждое дело необычное. Например, по роду своей нынешней деятельности я занимаюсь организацией расследования дел, связанных с экономическими и с должностными преступлениями. Так вот люди, совершающие должностные преступления, обладают широкими знаниями, обычно эти преступления хорошо организованы. И расследовать такие дела надо, имея четкий план, хорошо готовиться.

Из последних примеров – недавно мы закончили большое дело, связанное с вымогательством со стороны сотрудников полиции. В ходе расследования мы получили информацию о том, что нам противодействовал родственник одного из обвиняемых, который занимал на тот момент должность министра Тверской области по обеспечению контрольных функций, Виктор Шафорост. Он в интересах своего брата предпринимал действия, которые мешали расследованию преступления. Эта деятельность была задокументирована, дело было направлено в суд, и мы добились обвинительного приговора. Участники осуждены к различным срокам отбытия наказания. Процесс был очень трудоемкий и в силу должности, и в силу личных качеств Виктора Шафороста, но мы эти трудности преодолели.

В октябре 2019 года суд приговорил министра по обеспечению контрольных функций Тверской области Виктора Шафороста к 4 годам колонии общего режима за поджог автомобиля в Москве с целью уничтожить доказательства по уголовному делу. Перед судом также предстали три соучастника Шафороста. Они признаны виновными в совершении различных преступлений и приговорены к лишению свободы сроками от 3 до 4,5 лет.
-2

Вы упомянули об экономических преступлениях. Сколько средств за 2019 год удалось вернуть в бюджетную систему РФ?

За 2019 год по налоговым преступлениям в бюджет РФ было возмещено около 9 млрд рублей. По зарплате и по другим экономическим статьям – порядка 300 млн рублей (подробнее о борьбе с невыплатой заплаты читайте в материале одного из руководителей Следственного управления по ЦАО Москвы Валерия Гаврина). Расследуя налоговые преступления, мы работаем в плотном взаимодействии с Управлением Федеральной налоговой службы по Москве, подразделениями ГУВД Москвы и МВД России, Управлением по борьбе с экономическими преступлениями.

Хочется подчеркнуть, что мы можем выявлять преступления на этапе подготовки, например, то же рейдерство. Если происходит незаконная перерегистрация учредителей и долей генеральных директоров в компании, то мы знаем – это может быть подготовкой к мошенничеству. И мы учитываем все эти моменты, ведем сложную работу, не прерываясь ни на день.

Рейдерство, или захват собственности, — один из наиболее часто встречающихся видов экономических преступлений. Но в Уголовном кодексе Российской Федерации нет отдельной статьи, регулирующей рейдерство. В зависимости от метода, примененного при захвате имущества, преступников могут осудить более чем по 10 статьям. Наиболее распространенной в практике считается статья 159 названного кодекса – мошенничество.

Вы являетесь руководителем отдела по борьбе с преступлениями, совершенными должностными лицами правоохранительных органов. Какими способами вверенный Вам отдел получает информацию от Росреестра, Росфинмониторинга и кредитных организаций? Все ли идут Вам навстречу?

Работа всего следственного управления построена на взаимодействии с перечисленными вами органами. Росреестр и Росфинмониторинг оказывают нам огромную помощь, потому что у них есть механизмы для быстрого получения информации, в том числе и по имуществу, которое не находится на территории России. Они дают нам данные, которые мы должны проверить процессуальным путем.

Со всеми перечисленными организациями заключены соглашения, все идут нам навстречу. И совместная работа дает очень хорошие результаты, в частности, мы точно определяем для себя направление дальнейшего движения. Наше взаимодействие построено на запросах, письмах, мы проводим оперативные совещания, встречаемся на различных площадках, на межведомственных совещаниях.

-3

А как строится взаимодействие с органами внутренних дел?

Эти отношения уже десятилетиями сложились, и об этом говорят в том числе и цифры. Например, раскрываемость таких преступлений, как убийства, изнасилования, причинение тяжкого вреда, повлекшего по неосторожности смерть, по Москве больше 90%. Это подтверждает то, что взаимодействие выстроено эффективно.

Что касается экономических преступлений, то мы также взаимодействуем регулярно, получаем материалы от ГУ МВД по Москве, встречаемся с сотрудниками, которые осуществляют оперативно-розыскную деятельность, обсуждаем, что еще нужно сделать, чтобы принять обоснованное решение.

-4

Какой у Вашего отдела штат и каких успехов удалось достичь за время Вашего руководства?

Штат составляет 11 человек: руководитель отдела, мой заместитель, следователи и один помощник следователя. Вот таким небольшим коллективом мы расследуем особо значимые и сложные дела. Важно, что наше подразделение обособлено от других. Это нужно, чтобы у следователей не возникало близких личных отношений с другими сотрудниками, потому что мы расследуем должностные преступления.

Используете ли Вы в своей работе достижения информационных технологий?

Современная действительность, безусловно, заставляет нас использовать все доступные современные методы работ. Например, незаконная игорная деятельность «переселилась» в интернет. «Однорукие бандиты» уже не нужны, сейчас очень много игровых предложений в интернете, хотя Роскомнадзор все это контролирует и блокирует. Но организаторы игорного бизнеса используют разные технологии, в том числе зеркала, чтобы привлечь новых клиентов. Естественно, без высоких технологий эти преступления нельзя доказать. Нам надо выявлять IP-адреса, серверы, модераторов, надо проводить сложные компьютерные экспертизы.

Высокотехнологичные средства облегчают нашу работу. Те же дроны и квадрокоптеры – это очень быстрый и безопасный способ получения информации с места происшествия. Например, когда происходят большие пожары, то в помещение зайти невозможно. А с помощью дронов и квадрокоптеров можно получать подробную объективную информацию, и это безопасно.

Но в этой области нам всегда надо быть на передовой, потому что догонять сложнее. Если мы будем идти вровень с преступниками, мы будем понимать, как они двигаются, какие шаги предпримут дальше.

Какие перед Вами сегодня стоят профессиональные задачи, какие планы?

Главная задача нашего подразделения – быстро и качественно защищать права потерпевших, а для этого в первую очередь необходимо сокращать сроки расследования. С момента выявления преступления и до справедливого решения суда, законного и обоснованного, должен проходить минимальный период времени. Только в этом случае на нашу работу будет меньше обоснованных жалоб.

Вторая наша задача – продолжать защищать интересы государства в области наполнения бюджета. И в этой области нам важно донести до налогоплательщиков: платить налоги надо, потому что рано или поздно все обходные схемы станут известны. У нас нет задачи, чтобы люди были судимы по налоговым преступлениям. Наша прямая задача – это наполнение бюджета.

Помимо всего перечисленного, я еще являюсь главой аттестационной комиссии Главного управления по Москве, и на меня возложен отбор кандидатов для поступления к нам на работу. Поэтому еще одной важнейшей задачей лично для меня является формирование кадрового резерва. Такого, чтобы Главное управление по Москве оставалось боеспособным подразделением, готовым выполнить любые задачи. И нельзя не сказать, что, конечно, мы продолжим приемы граждан. Ведь порой, разговаривая с людьми на личном приеме, мы понимаем, в какой еще сфере надо поработать. Обратная связь помогает сформировать эффективные планы работы. И потом, личное общение позволяет показать людям, что работники Следственного комитета такие же люди, как и другие. То, что я надел китель, налагает на меня рабочие ограничения, но общечеловеческие принципы, которыми мы руководствуемся, не меняются. Важно оставаться человеком.

Еще больше интересного и важного о столице, сложном хозяйстве города и современных проблемах читайте в интервью бывшего заместителя мэра Москвы Владимира Ресина.