Европейские страны постепенно ослабляют карантин, и люди получают пока еще ограниченный, но все же доступ к свободе. Однако на практике оказывается, что далеко не все готовы к этой свободе и хотят вернуться к прежней жизни. В Испании, где вчера после 50 дней сидения дома наконец было разрешено выходить на улицу для прогулок и занятий спортом в определенные часы, анализируют сложившуюся ситуацию и говорят о так называемом синдроме хижины. В чем же он заключается?
Синдром хижины – это психологическое состояние, при котором человек избегает контакта с внешним миром после длительного периода изоляции. Этот термин возник в тех штатах США, где из-за суровой зимы жители вынуждены уходить в своеобразную спячку и проводить долгое время в одиночестве. Примерно с этим же столкнулись в первую очередь испанцы и итальянцы, которые все это время сидели на жестком карантине из-за пандемии коронавируса.
Сейчас, когда ограничения начинают постепенно снимать, многие люди осознают, что привыкли быть дома. Они боятся выходить на улицу, поскольку там есть риск заразиться. Они не спешат бросаться в пучину окружающего мира, потому что уровень тревожности за эти недели очень возрос, и дом воспринимается, прежде всего, как надежное укрытие, где тебе ничего не угрожает.
Кроме того, карантин для многих стал своеобразной точкой переосмысления, и часть людей осознали, что устали от своей прежней жизни в ритме нон-стоп. Жизнь, поставленная на паузу, заставила их понять, что необходимо искать баланс между внутренним и внешним миром. Баланс, который несмотря на видимую несвободу, они обрели в четырех стенах.
Психологи утверждают, что синдром хижины – это не совсем агорафобия (боязнь открытого пространства и мест скоплений людей). У двух этих состояний несколько разные механизмы возникновения, и синдром хижины легче переносится психикой.
Если посмотреть на кадры из разных испанских городов, приходишь к выводу, что людей, соскучившихся по свободе, в этой стране гораздо больше, чем тех, кто пока опасается выходить из дома. Такие люди, такой менталитет и такая жажда жизни.
Хочется верить, что пандемия через некоторое время останется в прошлом, а уроки, извлеченные во время карантина и самоизоляции, сделают нашу жизнь лучше и осмысленнее.