Что мы знаем о московском метро? Для большинства из нас это – лишь средство передвижения. Между тем диггеры, которые регулярно спускаются в шахты и тоннели подземки утверждают, что глубоко под землей, скрыт целый мир, живущий по своим законам. Так рождаются жутковатые мифы.
Ужасы метростроя
При прокладке тоннеля метро от улицы Герцена до Калининского проспекта были обнаружены развалины опричного дворца Ивана Грозного. По легенде, двор этого строения, стоявшего за кремлевскими стенами, был усыпан толстым слоем речного песка, чтобы кровь людей, которых пытали и мучили там, уходила в песок. В помощь археологам направили бригаду «Метростроя». Вскоре рабочие стали жаловаться, что в процессе раскопок им приходиться возиться в зловонной грязи красного цвета, которую потом трудно смывать. К тому же участников раскопок стали мучить ночные кошмары. А днем во время работы у некоторых случались галлюцинации. Они как будто слышали доносящиеся из-под земли человеческие стоны, вопли, проклятия. Предание гласит, что однажды трое рабочих соорудили из метростроевской вагонетки дыбу и принялись жестоко пытать на ней двоих студентов-практикантов. В результате пыток обе жертвы скончались. После этого был отдан приказ прекратить раскопки. В другой раз, при прокладке станции «Таганская», на глазах у рабочих оступился и упал в шахту лифта бригадир метростроевцев. Они тут же спустились на дно шахты, но внизу… никого не было. Тело бригадира нашли только через три дня в конце дальнего тоннеля. На трупе не было никаких травм и повреждений, однако было такое впечатление, что из тела просто выкачали всю кровь. Об этом случае якобы даже сообщалось в тогдашней прессе.
Станции на погостах
Как утверждает глава ассоциации «Экология непознанного» Александр Семенов, многие станции московского метро строились на местах захоронений и это может оказывать негативное влияние на людей. Так, на территории станции «Сокол» в начале прошлого столетия находились братские могилы солдат, погибших в Первую мировую, а впоследствии там устроили полигон, где расстреливали политзаключенных. Сотрудники метрополитена рассказывают, что на станции они порой ощущают на себе чей-то невидимый взгляд. А некоторым мерещатся снующие по перрону прозрачные силуэты обнаженных людей с гноящимися ранами. Рядом со станцией «Владыкино» расположено старое кладбище. Ночным обходчикам, оказавшимся на этой линии, иногда слышится чей-то протяжный вой.
Путевой обходчик
Одно из самых известных обитающих в метро привидений - это фантом Путевого обходчика. По словам диспетчера Сокольнической линии Валентины Абаевой, при жизни этот человек действительно 40 лет трудился обходчиком. Скончался он в 82 года, но и после смерти все возвращается «на работу». Сотрудники метрополитена будто бы не раз видели призрак в темноте тоннелей.
Черный машинист
Примерно четверть века назад произошла такая история. Сошел с рельсов состав, головной вагон загорелся. Машинисту удалось вывести поезд из тоннеля, но через три дня он скончался в больнице от тяжелых ожогов. Однако семье машиниста не выплатили никакой компенсации за смерть кормильца: начальство заявило, что он сам виноват в аварии, хотя вагоны поезда находились в аварийном состоянии. После этого работникам метро стал встречаться в тоннелях призрак покойного машиниста. Говорят, что фантом похож на человека с черной обгоревшей кожей. Наверное, душа несчастного никак не найдет себе покоя из-за того, что с ним поступили несправедливо.
Подростки из бункера
Есть еще история с привидениями. По некоторым данным, где-то в районе станции «Чистые пруды» находится один из сталинских бункеров. Предание гласит: чтобы построить его, специально набрали бригаду из 15-16-летних подростков - сирот и беспризорников. После завершения строительства их больше никто не видел. Может, несчастных убили, а может, заморили голодом. Скорее всего, власти не были заинтересованы в том, чтобы информация о бункере выплыла наружу. Говорят, двое из обреченных все же смогли выбраться по трубам наверх. А остальные так и остались в подземелье. В наши дни призраки юных рабочих продолжают бродить по тоннелям метро.
Призрачный поезд
Еще одна легенда рассказывает о пустом поезде, без пассажиров, ежемесячно после полуночи появляющемся на Кольцевой линии. На каждой станции он делает остановки, но не открывает дверей. В кабине машиниста можно увидеть человека в форме, которую носили работники метрополитена в 1930-е годы, когда метро в столице только появилось. Кольцевую строили в основном зэки. Условия их работы были страшно тяжелыми, часто происходили несчастные случаи. Трупы погибших, а также тех, кто осмеливался конфликтовать с начальством, попросту сбрасывали в вентиляционные шахты, а то и замуровывали в стены тоннелей. Души их навсегда остались привязанными к этим местам. Некоторые очевидцы уверяют, что порой на станции двери состава все же открываются. Но это ловушка: лучше даже не приближаться к призрачному поезду, а то вас может засосать в другое измерение. Но, конечно, все эти истории не стоит воспринимать слишком серьезно. Все это просто часть столичного фольклора.
«Здесь был Сталин»
Станции метро, строившиеся при Сталине, до сих пор несут отпечаток культа личности вождя народов. Его портреты висели практически повсюду. Дело в том, что Сталин любил принимать новые станции. И для того, чтобы польстить его самолюбию и сдать объект без проволочек, на видных местах помещались портреты Иосифа Виссарионовича. Позже эти портреты убрали. Так что, если вы видите в метро картину, не вписывающуюся в общую стилистику станции или вовсе пустое место в рамке, знайте — здесь был Сталин!
Ископаемые в метро
Изначально московское метро хотели отделать наподобие западного — плиткой. Но так получилось, что в нашей стране ее производство было ограничено и гораздо проще было доставить более дорогой материал. В результате, первые станции метро отделывались 20 видами мрамора и гранита. Причем часть облицовочного материала подземки представляет историческую ценность: в ней можно заметить множество окаменевших существ из эпохи Юрского периода.
Для оформления московского метро также создавались роскошные мозаики, изящные скульптуры, фрески и декоративная керамика. Неудивительно, что уже в 1935 году наш метрополитен признали самым красивым в мире. Сегодня, к сожалению, часть таких элементов утеряна. Например, до войны на многих станциях стояли изысканные торшеры. Их было решено убрать, когда вырос пассажиропоток: торшеры попросту мешали, создавая давку. Также сократилось количество люстр и необычных светильников: сегодня их всё чаще заменяют галогеновые лампы.
Секретное метро
Легенды о «метро-2», раскинувшем свои засекреченные линии прямо под тоннелями обычного метрополитена, имеют под собой реальную основу. Как известно, Москва всегда была городом военным, стратегическим. Одной из главных целей было — защищать жителей, культурные ценности, предприятия. Достоверно известно, что спец ветки и станции строились уже после Сталина. Сегодня в Москве очень много военных объектов, некоторые из которых связываются под землей подземными дорогами. Однако сесть в ночной поезд и уехать на секретную базу у вас при всем желании не получится: две разные системы метрополитена практически не сообщаются.
Проверка на прочность
Важные коррективы в схему метрополитена внесла Великая Отечественная война. Голубая Филевская линия, в прямом смысле слова, не прошла проверку на прочность, так как залегала слишком близко от поверхности. После того, как в 1941 году авиабомба пробила свод тоннеля «Арбатская» — «Смоленская», было решено построить еще одну, более глубокую ветку. Новый участок полностью продублировал старый, но уже на глубине около 50 метров. Сегодня он входит в состав Арбатско-Покровской линии.
Подземный город
Московское метро и поныне выполняет двойную функцию: это транспортная система, которая при необходимости моментально переходит в режим военного объекта — убежища. По сути, это самый настоящий трансформер, способный превратиться в подземный город. К слову, в войну в метро работали магазины, аптеки, парикмахерские и даже библиотека.