Найти тему
Жизнь под стук колес

ЭП20: электровоз будущего? (Часть 2)

Электровоз ЭП20-003, поезд №703 "Стриж" Нижний Новгород - Москва, перегон Петушки - Покров, Владимирская обл., 2018 г., автор: Алексей Задонский, сайт parovoz.com
Электровоз ЭП20-003, поезд №703 "Стриж" Нижний Новгород - Москва, перегон Петушки - Покров, Владимирская обл., 2018 г., автор: Алексей Задонский, сайт parovoz.com

Продолжаем разговор о современном отечественном электровозе ЭП20, способном работать как на постоянном, так и на переменном токе. Сегодня обратим внимание на технические особенности локомотива.

ЭП20 — российский двухсистемный скоростной шестиосный пассажирский электровоз, спроектированный Трансмашхолдингом с использованием ряда технических решений французской компании Alstom в рамках совместного предприятия «Технологии рельсового транспорта».

Электровоз ЭП20 предназначен для вождения пассажирских поездов на железных дорогах с шириной колеи 1520 мм, электрифицированных на однофазном переменном токе промышленной частоты 50 Гц с номинальным напряжением 25 кВ и на постоянном токе с номинальным напряжением 3 кВ.

Тяговый агрегат ОПЭ1-236 и электровоз ЭП20-052, Ростовская область, станция Ростов-Берег, 2015 г., автор: Лагутин И.Б., сайт trainpix.org
Тяговый агрегат ОПЭ1-236 и электровоз ЭП20-052, Ростовская область, станция Ростов-Берег, 2015 г., автор: Лагутин И.Б., сайт trainpix.org

Созданию электровоза ЭП20 предшествовала огромная работа по анализу параметров полигонов его будущей эксплуатации. По завершению предпроектных исследований было утверждено техническое задание на новый локомотив. Исходя из него, разработали и изготовили принципиально новые узлы и детали электровоза: кузов, модульную кабину машиниста, тележку, тяговый двигатель, системы управления и контроля, тормозное и механическое оборудование. Стратегический партнёр – компания «Alstom» – доработала тяговый преобразователь в соответствии с требованиями российских стандартов и условиями эксплуатации.

Электровоз ЭП20-016 с пассажирским поездом №14 Берлин - Москва следует по перегону Колодищи - Городище, Минская обл., 2017 г., автор: Valdemar, сайт parovoz.com
Электровоз ЭП20-016 с пассажирским поездом №14 Берлин - Москва следует по перегону Колодищи - Городище, Минская обл., 2017 г., автор: Valdemar, сайт parovoz.com

Электровоз может изготавливаться в двух исполнениях: для движения с максимальной скоростью 160 км/ч и 200 км/ч. Исполнения электровозов отличаются разным передаточным отношением тягового редуктора – 18 : 93 = 1 : 5,167 (160 км/ч) и 22 : 89 = 1 : 4,05 (200 км/ч).

Электровоз ЭП20 может вести на прямом участке состав из 24 вагонов со скоростью 160 км/ч, или состав из 17 вагонов со скоростью 200 км/ч. Имеется возможность автоведения пассажирских поездов с использованием спутниковых систем позиционирования GPS и ГЛОНАСС для энергорационального движения.

[Установка кабин на ЭП20-037, 2 фото]

Кузов нового электровоза выполнен в виде несущей конструкции со встроенной системой безопасности, обеспечивавшей повышение уровня безопасности локомотивной бригады в аварийной ситуации. Модульное исполнение кабин управления позволило значительно повысить технологичность процесса сборки кузовов.

На электровозе использованы асинхронные тяговые двигатели типа ДТА-1200 мощностью 1200 кВт с опорно-рамной подвеской 3-го класса, позволявшей уменьшить неподрессоренную массу каждого колёсно-моторного блока, что, по расчётам конструкторов, в свою очередь существенно снижало динамические нагрузки на путь.

Электровоз ЭП20-039 с пассажирским поездом, перегон Решёты - Ревда, Свердловская обл., 2017 г., автор: SeRGB, сайт parovoz.com
Электровоз ЭП20-039 с пассажирским поездом, перегон Решёты - Ревда, Свердловская обл., 2017 г., автор: SeRGB, сайт parovoz.com

В силовой схеме электровоза были применены тяговые преобразователи на базе современных транзисторов с изолированным затвором (IGBT-транзисторов) с поосным регулированием напряжения на тяговых двигателях.

Безмасляные поршневые компрессоры позволяют снизить эксплуатационные расходы за счёт отсутствия затрат на замену масла. Компрессорные блоки оснащаются системой сушки сжатого воздуха – это решило проблему замерзания пневматических трубопроводов и аппаратуры в зимний период из-за образования в них конденсата.

Электровоз ЭП20-065 с поездом № 3/4 Москва — Кисловодск, Ставропольский край, станция Кисловодск, 2019 г., автор: Андрей Платонов, сайт trainpix.org
Электровоз ЭП20-065 с поездом № 3/4 Москва — Кисловодск, Ставропольский край, станция Кисловодск, 2019 г., автор: Андрей Платонов, сайт trainpix.org

На электровозе применён эффективный дисковый тормоз с использованием композиционных материалов, обеспечивавший заданную длину тормозного пути. Для уменьшения тормозного пути при плохих погодных условиях и предотвращения повреждения колёс вследствие их блокировки, имеется система противоюзной защиты. Кроме того, электровоз оснащается гребнесмазывателями с электронной системой управления, позволяющими минимизировать износ колёс при прохождении кривых участков пути.

Элементы тормозов тележки электровоза ЭП20-002, Москва, станция Москва-Рижская, 2012 г., автор: Тушинец, сайт trainpix.org
Элементы тормозов тележки электровоза ЭП20-002, Москва, станция Москва-Рижская, 2012 г., автор: Тушинец, сайт trainpix.org

Токоприёмники электровоза рассчитаны на работу при скорости до 200 км/ч и силе тока около 3000 А. Всего на электровозе было установлено четыре токоприёмника; при этом внутренние предназначаются для работы на участках постоянного тока, внешние – однофазного переменного.

Опущенный токоприёмник переменного тока и поднятый токоприёмник постоянного тока электровоза ЭП20-004, ст. Рязань-II, Рязанская обл., 2013 г., автор: Vivan755 , сайт parovoz.com
Опущенный токоприёмник переменного тока и поднятый токоприёмник постоянного тока электровоза ЭП20-004, ст. Рязань-II, Рязанская обл., 2013 г., автор: Vivan755 , сайт parovoz.com

Блок питания цепей управления обеспечивает качественную стабилизацию напряжения всех электронных устройств. Низковольтная схема выполнена с использованием электронных твердотельных реле с повышенном сроком службы по сравнению с традиционно используемыми электромеханическими реле.

Вид вдоль центрального прохода машинного отделения электровоза ЭП20-048, ЭК ВНИИЖТ, Щербинка, Москва, 2015 г, автор: Мих@N, сайт parovoz.com
Вид вдоль центрального прохода машинного отделения электровоза ЭП20-048, ЭК ВНИИЖТ, Щербинка, Москва, 2015 г, автор: Мих@N, сайт parovoz.com

На электровозе установлены электронные контроллеры машиниста с увеличенным сроком службы. Встроенная система видеонаблюдения позволяет машинисту обозревать машинное отделение, не покидая кабины, а уровень комфорта повышен, в том числе и за счёт установки санитарного модуля.

Пульт управления электровозом ЭП20-002, Москва, станция Москва-Рижская, 2012 г., автор: А. Царев, сайт trainpix.org
Пульт управления электровозом ЭП20-002, Москва, станция Москва-Рижская, 2012 г., автор: А. Царев, сайт trainpix.org

Кабина управления с климат-контролем соответствует всем санитарным, эргономическим нормам и нормам безопасности. Электровоз оснащён комплексной системой безопасности БЛОК. Реализованные на электровозе ЭП20 технические решения позволили, в частности, более чем в 20 раз сократить трудозатраты на его техническое обслуживание и снизить потребление электроэнергии. Применённые в конструкции детали с повышенным сроком службы увеличили межремонтные пробеги (средний ремонт было предусмотрено проводить после 1 млн. км, капитальный ремонт – после 3 млн. км пробега). Расчётный срок службы нового электровоза увеличился до 40 лет вместо 30 лет для локомотивов предыдущих серий.

[Листайте галерею, 6 фото]

На сегодняшний день построено 72 электровоза серии ЭП20, все они приписаны к ТЧЭ-6 Москва-Сортировочная-Рязанская Московской железной дороги.

Рекомендуем вам статьи о советских двухсистемных электровозах:

На этом всё, подписывайтесь на наш канал, ставьте лайки, заходите на нашу страницу в Instagram! Благодарим за внимание!