Начало школьного обучения координально меняет всю жизнь ребенка. Период адаптации сложен тем, что школа с первых дней ставит перед ребенком целый ряд задач, не связанных непосредственно с его предыдущим опытом, но требующих максимальной мобилизации физических и интеллектуальных сил.
Учитель оказывает основную помощь детям в адаптации к школе, что подразумевает, в частности, развитие саморегуляции детей, предупреждение и снижение тревожности, а также создание условий, способствующих интенсивному развитию познавательных возможностей и коммуникативных способностей первоклассников.
Для учащегося особенно важна педагогическая поддержка учителя. Учащиеся должны проявлять доверие к педагогу, и видеть в нем человека, готового в любую минуту придти на помощь, поддержать, похвалить за успехи.
Но, трудность или лёгкость адаптации зависит не только от психологических особенностей и состояния детей, но и от функционального развития и состояния здоровья первоклассников.
Младший школьный возраст период существенных изменений в организме, а индивидуальные различия очень велики.
Все органы и системы организма развиваются и созревают не одновременно. Существуют так называемые «критические» периоды в развитии детского организма, когда происходит резкая перестройка и организм наиболее уязвим.
На 6 –7 году жизни приросты длины тела составляют 8 – 10 см, а прибавление массы тела 2 – 2,5 кг. Если же отмечается снижение массы тела, то оно свидетельствует о чрезмерной нагрузки обучения на организм ребенка.
В этот же период происходит изменение пропорций тела, интенсивно идет развитие опорно-двигательной системы. Так как, хорошо развиты крупные мышцы, дети хорошо справляются с бегом, прыжками, но при этом выполнять движения, где необходимо участие мелких мышц ребенок не готов (затруднения при письме). Ребенку трудно длительно удерживать статическую нагрузку, что может привести к искривлению позвоночника при ношении тяжелого портфеля и неровной осанки на уроке.
В это же время продолжается развития сердечно-сосудистой системы, происходит совершенствование нервной которая также становится уязвимой от чрезмерной умственной нагрузки.
Лишь к 9-10 года дети смогут работать длительно и сосредоточенно.
К началу обучения в школе совершенствуется зрительный анализатор, поэтому не стоит забывать о гигиенических требований к обучению, таких как: освещённость, верное положение тетради или книги, и т.д.
К сожалению, в наше время «здоровыми», начинают обучение примерно 20% детей.
Важно знать, что адаптация – это длительный процесс, связанный с напряжением всех систем организма.
По данным обследования примерно 50 – 60% детей адаптируются в течение первых 2-3 недель. У них преобладает хорошее настроение, активное отношение к учёбе, желание посещать школу.
Примерно 30% детей требуется больше времени для привыкания к новой жизни. Эти дети предпочитают до конца I полугодия игровую деятельность учебной, часто дерутся, капризничают, плачут.
Примерно 14% детей болезненно и длительно привыкают к школе. Наиболее напряженными для всех детей являются первые 4 недели обучения.
Каждый ребенок по-разному переживает период адаптации. Выделяют группы детей, дающих легкую адаптацию, средней тяжести и тяжелую.
Известно, что легче всего адаптируются дети, посещавшие детский сад. Так как ребенок уже имеет опыт общения со сверстниками, посещения различных занятий и соблюдения режима и дисциплины.
Легкую адаптацию и адаптацию средней тяжести можно считать закономерной реакцией организма на изменившиеся условия жизни. В свою очередь, выраженность и длительность самого процесса адаптации зависят от состояния здоровья ребенка к началу систематического обучения.
Для облегчения адаптации у первовоклассников большое значение имеет соблюдение норм двигательной активности. Для этого для них должны быть организованы в школе: гимнастика до уроков, физкультминутки на уроках, подвижные игры на переменах, динамическая пауза – ежедневно, уроки физкультуры – не менее двух раз в неделю, а также внеклассные спортивные занятия. Родителям рекомендуется ежедневно гулять с ребенком после окончания занятий в школе и перед сном, а также организация рационального режима дня.
На основе данных показателей, можно сделать вывод, что легче переносят период поступления в школу и лучше справляются с умственной и физической нагрузкой здоровые дети, с нормальным функционированием всех органов и систем и гармоничным физическим развитием.