Вот она! Новая реальность! И это не рассказы братьев Стругацких и не фильмы «Терминатор-1», «Терминатор-2» и прочее их уже не столь интересное продолжение. Все гораздо прозаичнее — мы просто ушли в затяжной онлайн.
Однако жизнь продолжается. Так же как и раньше продается и покупается коммерческая недвижимость. Вот только все больше и больше шагов до сделки мы стали делать дистанционно, в том числе и показ с презентацией. На смену фотографиям и видеосъемке помещений приходят zoom-конференции с объектов. А там, на горизонте, уже видны новые технологии с AR- и VR- реальностью.
Технологии меняются, но старая добрая презентация по-прежнему запрашивается покупателем. А сегодня, когда решения принимаются дистанционно, она особенно важна! И от того насколько качественно сделана презентация будет зависит следующий шаг клиента. Заметим, что «качественно» и «красиво» — это о разном!
9 шагов к идеальной презентации:
1. Титульный и закрывающий лист вашей презентации должен содержать минимальные, но важные сведения об объекте и о вас, как продавце объекта.
Титульный: название объекта, точный адрес объекта, общая площадь, информацию — это продажа или аренда.
Закрывающий лист: название компании-продавца (или представителя), Фамилию Имя Отчество агента по недвижимости с контактами, ссылки на сайты, лендинги, документацию и другие источники, подтверждающие Ваши компетенции.
2. В самой презентации вы детально рассказываете о своем объекте. И начинаете не с самого объекта, а с локации.
Совет: воспользуйтесь Яндекс Картой — сделайте скиншоты, обозначьте на карте объект, покажите стрелками как проехать к объекту.
- Фактический адрес объекта (город, район, микрорайон, улица, номер дома, корпус и так далее).
- Пересечение улиц.
- Указать объекты-ориентиры рядом.
- Если это пригород или город-спутник: указать трассы, возможность заезда/выезда с федеральных трасс и другие особенности.
В локации (место расположения объекта и что находится рядом) может содержаться конкурентное преимущество объекта. Если есть Ж/Д пути, то указывайте! Это может быть конкурентным преимуществом, например, для складских комплексов и промышленных объектов. Рядом станция Ж/Д, аэропорт? — Указывайте! Это также может быть конкурентным преимуществом для складских комплексов и промышленных объектов прежде всего. Найдите план развития территории — дайте информацию потенциальному покупатели или арендатору о перспективах.
3. Теперь можно переходить к описанию самого коммерческого объекта с указанием статуса земли и рядом стоящих зданий. Не забываем про парковку и прочие мелочи.
- Сделайте уточнение по объекту, адресу и рядом стоящим зданиям (если есть особенности, например, объект находится в комплексе других строений или является частью строения — укажите).
- Помещение в собственности или есть особенности — укажите.
- Фотографиями «подсветить» виды объекта с разных сторон.
- Укажите организацию объекта по сторонам света — где какое фото (какие фото со стороны улицы, какие со стороны площадок за объектом, где фасад и так далее).
- Общая площадь объекта, поэтажная площадь объекта.
- Если объект «дробиться» — укажите площади «по частям».
- Площадь земельного участка под зданием.
- Земельный участок под зданием — в собственности или нет — укажите.
- Площадь территории рядом с объектом. Дополнительные возможности (например, можно ли арендовать/купить эти площади; погрузка/разгрузка, особенности заезда большегрузов и так далее).
- Транспортная доступность, двустороннее или одностороннее движение, парковка (наземная, подземная; своя или аренда, количество машиномест) — укажите.
4. Несколько слов скажите об универсальности объекта.
Как использовался (или используется) объект сейчас. Если ваш коммерческий объект может быть использован только под определенный вид деятельности — об этом стоит тоже упомянуть.
5. Продолжаем рассказ в презентации о вашем коммерческом объекте, но уже более детально и с максимальным количеством фотографий.
Описание техническое: есть ли отдельный вход/входы, высота потолков, специализация помещений (торговые или выставочные залы, производственные или складские зоны, зоны погрузки/разгрузки, дебаркадеры, административные помещения, зоны приема пищи, зоны отдыха, подсобные и санитарные зоны и т.д.)
Описание с конкурентной особенностью. Пример: специализированный кассовый терминал, холодильная камера, кран-балка и т.д.
Описание гуманитарное: хорошо работает на объектах с историей.
6. О фотографиях вашего коммерческого объекта.
Совет: показывайте фотографу, что надо сфотографировать. Конкурентные преимущества объекта знает специалист по недвижимости, а не фотограф!
- Фотографии должны быть сделаны на фотоаппарат профессиональным фотографом («не мыльница», не «а у меня сотовый с хорошей камерой»).
- Не редактируйте фотографии до неузнаваемости.
- Фотографии в презентации должны быть подписаны.
7. Важная часть презентации. Планы, в том числе поэтажные, коммерческого объекта.
Не забывайте указывать стороны света, куда (на какие улицы) выходят окна, где вход/выход, площадь общая и площади отдельных помещений.
Используйте возможности объемного показа: 3D-планировки. В современную презентацию можно встроить видео. Можно воспользоваться возможностями дополненной реальности (AR-реальность).
8. Расскажите в презентации коммерческого объекта об инвестиционной привлекательности (при продаже объектов).
- Перечень инвестиционных преимуществ. Это экономические показатели!
- Укажите: стоимость квадратного метра (продажа, аренда).
- Укажите (предварительно вывести по формуле): окупаемость объекта.
- Напишите формулу, по которой вы выводили срок окупаемость объекта.
9. Не забудьте в презентации написать условия продажи или аренды.
- Стоимость объекта / арендные ставки.
- Укажите: «В том числе НДС», «без учёта НДС» или «НДС не взимается».
- Укажите возможные скидки.
- Укажите дополнительные условия (например: «специальные условия для агентов», возможность дополнительно купить/арендовать пощади в соседних помещениях или зданиях и т.д.)
Вот, пожалуй, и всё. У каждого коммерческого объекта должна быть презентация, и — откроем вам секрет — делается она не только для клиента.
Презентация — это понимание коммерческого объекта самим специалистом по недвижимости. Изучение объекта должно быть углубленным и детальным, а презентация поможет вам систематизировать и кратко изложить сведения о продаваемом объекте.
Презентация — это один из инструментов продажи. Делайте и пользуйтесь!