Об этот краеугольный вопрос разбивали друг другу разнообразные шлемы не одно поколение велосипедистов, и до сих пор некоторые диванные эксперты любят поломать копья. Итак, давайте разберемся.
Вообще, есть несколько противоположных мнений, подкрепленных достаточно вескими аргументами. Первое, самое распространенное и очевидное — шлем нужен, потому что это дополнительная защита головы. Тут спорить как бы смысла нет, потому что аргументы на поверхности: просто подстрахуй себя и все! Надень шлем, проще говоря.
В 1989 году медицинский журнал New England опубликовал исследование, согласно которому велошлем сокращает угрозу получения травмы головы и травмы мозга на 85% и 88% соответственно. Теперь это главный козырь всех велоактивистов!
Но тут возникает много нюансов. Например, если велосипедист ездит по тротуарам, паркам и только летом со скоростью, сравнимой со скоростью пешехода. Нужен ли ему шлем? Закрадываются сомнения, верно?)
Или семья, которая погрузила велосипеды в автомобиль и поехала с ними на дачу. В дачном поселке машин почти нет — речка, воздух, лес — катайся по грунтовым тропкам, сколько влезет. Скорости небольшие, подъемов-спусков почти нет. Спрашивается, так ли уж нужен шлем в данной ситуации?
Другая точка зрения интересней — шлем не только полезен, но и вреден. Почему? Да потому что расслабляет. Вот так просто: человек, надевший шлем, внутренне начинает полагаться на него, а не на свое умение и дисциплину на дороге. В итоге, там, где бы надо притормозить, пропустить, он едет вперед, как танк. Конечно, шлем — не единственная причина, но противники ношения этого предмета велогардероба считают иначе. И, надо сказать, некоторая логика даже иногда их стороне:
— в велосипедной столице мира, Амстердаме, велосипедные шлемы надевают крайне малый процент велосипедистов. Случайность? Совпадение? Не думаем!
— шлем действует расслабляюще не только на самого велосипедиста, но и на автомобилистов.
Разумеется, есть велосипедные дисциплины, где шлем объективно необходим, например, кросс-кантри, велоспорт, велогонки. То есть, там, где скорости и велотрюки сопоставимы с авто и мото.
Во-первых, без шлема до соревнований просто не допустят, во-вторых, даже если и допустят, это банальное самоубийство.
Итак, назовем три основных момента, когда шлем «маст хэв»:
1. Если вы ездите по дорогам общего пользования на приличных скоростях (от 20 км и выше).
2. Если вы любите горки и крутые спуски. Да, само собой, от прямого удара головой вас ничто не спасет, но существенно смягчит силу удара.
3. Если вы вообще склонны к падениям на велосипеде. Упасть с велосипеда, в общем-то, не страшно. Как правило, все отделываются синяками и ссадинами, гораздо страшней удариться головой о бордюр или любое другое бетонное препятствие, это может не пройти бесследно, увы.
И причины, когда можно обойтись без шлема:
1. Если вы катаетесь только по паркам, по тротуарам, где нет машин и мало людей.
2. Если вы ездите очень медленно и осторожно.
3. Если бесшлемные поездки — это ваш осознанный выбор. Вы точно знаете, почему вы не носите шлем и готовы к ответственности за свое решение.
Желаю вам безопасных и приятных поездок в шлеме или без!
Подписывайтесь на мой канал!