B-Type Armored Truck
Страна: Англия
Год выпуска: 1915
Количество: 4
Шасси: LGOC-AEC B-type
Экипаж: 2+12 (десант)
Бронирование: 6,35 мм
Вооружение: 2х Vikkers Mk.I
Боевая масса: 7 тонн?
В 1914 году граф Герберт Китченер, да тот самый с плаката "А ты записался добровольцем", будучи Военным министром продвинул проект создания мобильных сил для защиты побережья от возможного вторжения германцев на Британские острова. Проект предусматривал создание запаса из 700 лондонских даблдеккеров, которые будут находиться в полной готовности, и ,если потребуется, эвакуировать столицу из-за нападения марсиан или еще какого-нибуть чрезвычайного происшествия. Семьсот автобусов были предназначены для вывоза только 2450 человек, видимо самых достойных.
Для обеспечения сопровождения этих автобусов военное министерство разработало проект бронированных машин на едином шасси для обеспечения безопасности планируемой эвакуации, видимо от разъяренного народа. Бронекорпуса разработали в Королевском арсенале в Вулидже (Woolwich), там и был построен первый бронетранспортер. В конструкции бронемашины явно прослеживается влияние бронеавтомобилей, которые строили в Дюнкерке по заказу коммандера RNAS Чальза Сэмсона. Идея была та же, но исполнение отличалось кардинально. В качестве шасси было взять то же шасси - от автобуса AEC B-type. Кроме всего прочего это решение позволило бы в случае применения по плану министерства иметь одну ремонтную базу с сопровождаемыми автобусами. В апреле 1915 года Военное министерство Великобритании (War Office) обратилось к Королевской военно-воздушной службе с просьбой предоставить офицера, имевшего опыт использования бронированных автомобилей, для участия в проектировании боевых машин. Единственным доступным был флайт-коммандер Томас Хетерингтон, который служил с Сэмсоном в 1914 году. После разговора с Китченером офицер был отправлен в Вулидж для ознакомления с уже построенной машиной. Заключение было простым - военные никак не учли опыт RNAS и построили никуда не годную машину. Но флот и армия и в Англии друг с другом не дружили, и флайт-коммандера отправили на фронт, где он мог бы принести большую пользу, чем давать советы генералам.
Несмотря на то, что броня была относительно тонкой, получился вполне приличный бронетранспортер по своему исполнению, и уж точно лучше, чем импровизированный в Дюнкерке. Полностью бронированная кабина водителя, бронирование двигателя сбоку и сверху, сплошное бронирование на уровне пояса боевого отделения показывает, что бронетранспортер не планировали применять в реальных боевых действия. Сопровождение конвойев и использование в качестве подвижного форта - единственные задачи, которые машина могла решить. В отличие от "бронеавтобуса" Чарльза Сэмсона на машинах из Вулиджа сразу были смонтированы места для установки пулеметов - в лобовой броне, сзади и по бортам. В стандартной комплектации должно было быть видимо два пулемета Виккерс. Всего было построено не менее 4-х машин - на шасси В-type: O.H.M.S. - LH 8179, DX1284, AT 2508 (Ипсвич), на неизвестном шасси LH 8169.
Несмотря на то, что проект "бронеавтобуса" на шасси B-type связывают с планом эвакуации из Лондона, со столичной регистрацией была только одна машина, остальные были разбросаны от Ипсвича (DX1284) до Норвича (AT2508) . Так как не вторжения, ни эвакуации в Первую мировую на Британских не случилось, продолжение истории "бронеавтобусов" на шасси AEC B-type неизвестно, хотя общая идея была многообещающая.
Источники:
The Tank Museum David Fletcher: Battling B-Types 8th April 2013
http://hmvf.co.uk/topic/25261-david-fletcher-battling-b-types/