В жизни каждого автомобилиста наступает период, когда в ровном, мелодичном урчании двигателя его автомобиля начинают появляться новые незнакомые ранее нотки, пропадает былая резвость, увеличивается расход топлива, появляются перебои и сканер отмечает ошибки: Р0300, Р0301, Р0302, Р0303, Р0304 до Р0312,
Такие ошибки при корявом переводе на русский язык, трактуются как «случайные пропуски зажигания по цилиндрам». Большинство автолюбителей решают, что если это «пропуски зажигания», то значит, путь лежит к автоэлектрику, «лечить» систему зажигания.
Чаще всего такое «лечение» в автосервисах заканчиваются заменой элементов системы зажигания, катушек, высоковольтных проводов и заменой штатных свечей зажигания на высокотехнологичные иридиевые свечи.
При использовании данных свечей сервис гарантирует улучшение динамических характеристик автомобиля и снижение расхода топлива. Надо признать, что положительный эффект от замены обычно чувствуется сразу, результат впечатляет и вначале даже забываешь о цене вопроса. Однако через некоторое время проблема чаще всего возвращается.
Что же происходит?
Покопавшись в материалах на просторах интернета, можно встретить более точный перевод ошибки.
Это не «пропуски зажигания», а «случайные пропуски воспламенения по цилиндрам».
Учитывая, что бензиновая смесь нормально сгорает при соотношении бензина и воздуха 1:14,7 (так называемая стехиометрическая смесь), можно высказать предположение, что смесь не смогла нормально воспламениться и сгореть по многим причинам, в том числе:
· смесь бедная- много воздуха
· смесь богатая- много топлива
· смесь нормальная- проблемы с системой зажигания
· смесь нормальная- высокая компрессия в цилиндрах
· смесь нормальная- низкая компрессия в цилиндрах
Загрязненные воздушные фильтры, подсосы воздуха во впускном коллекторе, неисправные расходомеры или датчики давления и температуры охлаждающей жидкости напрямую способствуют формированию «неправильного» состава топливной смеси.
Также современные двигатели, даже при тонком слое нагара, значительно снижают свои заводские характеристики. Со временем нагарные отложения увеличиваются, происходит усиленный износ и зреет капитальный ремонт.
Существует ряд простых тестов, которые могут существенно повлиять на принятие решения об основном характере неисправности. В частности, дешевый, многим набивший уже оскомину, замер компрессии в цилиндрах.
Многие трактуют результаты замера компрессии более 11-12 бар как нормальные, если же она оказывается выше и вдобавок одинаковая во всех цилиндрах — это отлично. Часто встречался с друзьями автолюбителями, хвастающимися компрессией 14-17 бар на своих бензиновых двигателях.
Однако если диагностируется высокая компрессия в цилиндрах, требуется искать причину этого повышения. Видел разобранный для капитального ремонта двигатель, в котором камера сгорания покрыта большим слоем нагара, остатками продуктов сгорания. Закоксованые впускные и выпускные клапана, поршневые кольца. Все это уменьшает объем камеры сжатия, что напрямую увеличивает компрессию.
Таким образом, росту компрессии не радоваться надо, а печалится. Нужны меры по доведению компрессии до нормы.
А как же ведут себя свечи зажигания в такой ситуации?
На поверку все до банальности просто. Штатные свечи зажигания, нормально работающие в диапазоне 9-10 бар, при давлении от 12 до 13 бар резко, до 65% снижают свою производительность. Например, у свечей DENSO это порог наступает в диапазоне 15,5-16,5 бар.
Поэтому можно сделать вывод:
Прежде чем соглашаться на простую замену штатных свечей на ультрасовременные, необходимо выявить причину перебоев. Установка иридиевых свечей может оказаться дорогостоящая и кратковременная мерой, которая, уже в краткосрочной перспективе, нанесет вред вашему автомобилю.
Основываясь на других проверках, я лучшим вариантом для себя посчитал процедуру раскоксовки, которую выполнил самостоятельно жидкостью LAVR, совместив её с периодом замены масла.
Заливая эту жидкость в цилиндры через свечные каналы можно добиться растворения нагара и поддержания цилиндров и клапанов в удовлетворительном состоянии. Проверить работу можно, просмотрев до и после процедуры состояние цилиндров и клапанов при помощи эндоскопа через свечные каналы.
Однако хотел предупредить, что мы с товарищем провели такую процедуру на его старенькой Ладе и получили не совсем желаемый результат.
LAVR растворил большие слои нагаров, но обнажил проблемы изношенности двигателя и мы получили на выходе нашего эксперимента такое троение, которого раньше не было.
Поэтому мой вывод такой: процедура раскоксовки не панацея от всех бед, это один из элементов профилактики, и чем раньше вы начнете его применять, тем здоровее будет ваш двигатель.
Надо понять, что если двигатель уже сильно изношен, то данная процедура уже не поможет, вас однозначно ждет капитальный ремонт.
Удачи на дорогах!
Подписывайтесь на канал, ставьте лайки
Высказывайте свои замечания и поделитесь своим опытом в комментариях блога, чем добавите к этой публикации свою часть полезной информации.