Все началось в 1953 году с визита вице-президента компании Volvo Ассара Габриэльссона в Штаты. Там, среди прочего, швед обнаружил, что, несмотря на патриотизм американцев, у местных знаменитостей очень популярны недешевые европейские машины, а значит у его фирмы есть неплохой шанс предложить за океаном и свое классное изделие. Там же в Америке Габриэльсон договаривается с фирмой Glasspar об изготовлении пластиковых кузовов (ведь у Corvette такие же) для будущей новинки Volvо. Шасси и агрегат было решено взять у массовой модели PV444.
Эффектное двухместное купе Volvo P1900 показали уже в 1955 году на автосалоне в Брюсселе, а через год запустили в производство, но, как сейчас модно выражаться, что-то пошло не так. Качество американских пластиковых кузовов оказалось, мягко говоря, ужасным. И после того, как в 1957 пост вице-президента шведской компании занял Гуннар Энгеллау, выпуск P1900 решено было прекратить. Но идею «покорения Америки» топ-менеджер зарывать не стал.
Новый спорткар Энгеллау решил строить на платформе свежеиспеченной модели Amazon, а кузов заказать, понимающим в этом деле итальянцам. В итоге, из нескольких предложений была выбрана работа дизайнера Пьетро Фруа. Вот только формы будущей P1800 были выдуманы не самим знатным итальянцем, а работающем под его началом шведом – Пелле Петтерсоном.
Об этом факте в компании узнали практически сразу после утверждения проекта, но факты предпочитали не предавать огласке вплоть до 2009 года. Итальянское происхождение машины выглядело престижнее. Впрочем, успешный яхтсмен и олимпийский медалист Петтерсон, ставший в последствии признанным дизайнером лодок, не остался в обиде.
Первые три прототипа Frua изготовила к началу 1958 года. Как и предполагалась, новинка использовала шасси автомобиля Amazon 122S, его же 100-сильный мотор B18B и четырехступенчатую механическую коробку. Казалось, что ничего не мешает запустить машину в производство, но места для этого не было. Конвейер завода в Гётеборге был полностью загружен выпуском уже упомянутого Amazon.
Найти подрядчика шведом удалась не сразу. Компания Karmann отказалась от сотрудничества, чтобы не портить отношения со своим главным заказчиком из Вольфсбурга. Не удалось достичь соглашения и с немцами из NSU. В конце концов помочь скандинавам согласилась британская фирма Jensen. Сделка предполагала сборку 10 000 автомобилей из шведских комплектующих и изготовленных другой британской компанией – Pressed Steel кузовов. Упомянутое предприятие не было новичком в своем деле, в портфель его заказчиков входили марки Rolls-Royce, Bentley, Rover, Daimler, Jaguar и Alfa Romeo.
Сборка P1800 началось в 1960 году, но британцы выпустили только 6000 экземпляров. Шведов снова не устроило качество готового продукта. В итоге, в 1963 году производство машины было перенесено на шведскую землю на заводы в Торсланде и Готенбурге. Модели, собранные у себя на родине, получили шильдики 1800S, где буква обозначала страну происхождения – Sweden.
Изначально двигатель шведского варианта развивал 108 л.с, но уже в 1966 году его мощность подняли до 115 «лошадок», а еще через три года 1,8-литровый мотор заменят на 2-литровый агрегат B20В с отдачей 118 л.с. В 1970 году с установкой на ту же «четверку» системы впрыска Bosch D-Jetronic инженеры увеличат ее мощность до 130 л.с. Такая модификация получит обозначение 1800Е. Но окончательным, продержавшейся до завершения выпуска машины в 1973 году, станет немного дефорсированный, но более приемистый 125-сильный 2-дверный универсал 1800ES.
Всего с 1960 по 1973 год выпущено 39 407 купе и 8 077 универсалов. Машину действительно хорошо приняли не только в Европе, но и в Штатах. Покупатели оценили не только красоту. Все страдания шведов по поводу переноса производства из Англии на свою землю не пропали даром – автомобиль в итоге получился очень надежным.
Именно Volvo P1600S установил рекорд Гиннеса по величине пробега. Купленное в 1966 году купе ньюйоркца Ирва Гордона за 21 год накатало 1,69 млн. миль (2,6 млн. км). К моменту смерти хозяина в ноябре 2018 года, машина прошла почти вдвое больше, говоря точнее - 5,15 млн. км. За время эксплуатации ее двигатель пережил два капитальных ремонта, но величина пробега от этого впечатляет не меньше.