Найти тему
Motor1 Россия

Однажды для Америки: как появился один из самых красивых и надежных Volvo в истории

Все началось в 1953 году с визита вице-президента компании Volvo Ассара Габриэльссона в Штаты. Там, среди прочего, швед обнаружил, что, несмотря на патриотизм американцев, у местных знаменитостей очень популярны недешевые европейские машины, а значит у его фирмы есть неплохой шанс предложить за океаном и свое классное изделие. Там же в Америке Габриэльсон договаривается с фирмой Glasspar об изготовлении пластиковых кузовов (ведь у Corvette такие же) для будущей новинки Volvо. Шасси и агрегат было решено взять у массовой модели PV444.

Volvo P1900
Volvo P1900

Эффектное двухместное купе Volvo P1900 показали уже в 1955 году на автосалоне в Брюсселе, а через год запустили в производство, но, как сейчас модно выражаться, что-то пошло не так. Качество американских пластиковых кузовов оказалось, мягко говоря, ужасным. И после того, как в 1957 пост вице-президента шведской компании занял Гуннар Энгеллау, выпуск P1900 решено было прекратить. Но идею «покорения Америки» топ-менеджер зарывать не стал.

Шасси Volvo P1800  на платформе модели Amazon
Шасси Volvo P1800 на платформе модели Amazon

Новый спорткар Энгеллау решил строить на платформе свежеиспеченной модели Amazon, а кузов заказать, понимающим в этом деле итальянцам. В итоге, из нескольких предложений была выбрана работа дизайнера Пьетро Фруа. Вот только формы будущей P1800 были выдуманы не самим знатным итальянцем, а работающем под его началом шведом – Пелле Петтерсоном.

Пелле Петтерсон за рулем нарисованного им же купе
Пелле Петтерсон за рулем нарисованного им же купе

Об этом факте в компании узнали практически сразу после утверждения проекта, но факты предпочитали не предавать огласке вплоть до 2009 года. Итальянское происхождение машины выглядело престижнее. Впрочем, успешный яхтсмен и олимпийский медалист Петтерсон, ставший в последствии признанным дизайнером лодок, не остался в обиде.

Один из построенных Carozzeria Pietro Frua  прототипов
Один из построенных Carozzeria Pietro Frua прототипов

Первые три прототипа Frua изготовила к началу 1958 года. Как и предполагалась, новинка использовала шасси автомобиля Amazon 122S, его же 100-сильный мотор B18B и четырехступенчатую механическую коробку. Казалось, что ничего не мешает запустить машину в производство, но места для этого не было. Конвейер завода в Гётеборге был полностью загружен выпуском уже упомянутого Amazon.

Подготовка кузова к покраске
Подготовка кузова к покраске

Найти подрядчика шведом удалась не сразу. Компания Karmann отказалась от сотрудничества, чтобы не портить отношения со своим главным заказчиком из Вольфсбурга. Не удалось достичь соглашения и с немцами из NSU. В конце концов помочь скандинавам согласилась британская фирма Jensen. Сделка предполагала сборку 10 000 автомобилей из шведских комплектующих и изготовленных другой британской компанией – Pressed Steel кузовов. Упомянутое предприятие не было новичком в своем деле, в портфель его заказчиков входили марки Rolls-Royce, Bentley, Rover, Daimler, Jaguar и Alfa Romeo.

Салон Volvo P1800
Салон Volvo P1800

Сборка P1800 началось в 1960 году, но британцы выпустили только 6000 экземпляров. Шведов снова не устроило качество готового продукта. В итоге, в 1963 году производство машины было перенесено на шведскую землю на заводы в Торсланде и Готенбурге. Модели, собранные у себя на родине, получили шильдики 1800S, где буква обозначала страну происхождения – Sweden.

Оснащенный впрыском, 130-сильный мотор P1800E
Оснащенный впрыском, 130-сильный мотор P1800E

Изначально двигатель шведского варианта развивал 108 л.с, но уже в 1966 году его мощность подняли до 115 «лошадок», а еще через три года 1,8-литровый мотор заменят на 2-литровый агрегат B20В с отдачей 118 л.с. В 1970 году с установкой на ту же «четверку» системы впрыска Bosch D-Jetronic инженеры увеличат ее мощность до 130 л.с. Такая модификация получит обозначение 1800Е. Но окончательным, продержавшейся до завершения выпуска машины в 1973 году, станет немного дефорсированный, но более приемистый 125-сильный 2-дверный универсал 1800ES.

Эффектный универсал 1800 ES появился в 1972 году. Именно такой кузов будет финальным в производстве модели
Эффектный универсал 1800 ES появился в 1972 году. Именно такой кузов будет финальным в производстве модели

Всего с 1960 по 1973 год выпущено 39 407 купе и 8 077 универсалов. Машину действительно хорошо приняли не только в Европе, но и в Штатах. Покупатели оценили не только красоту. Все страдания шведов по поводу переноса производства из Англии на свою землю не пропали даром – автомобиль в итоге получился очень надежным.

Ирв Гордон и его "бессмертный"  Volvo P1800
Ирв Гордон и его "бессмертный" Volvo P1800

Именно Volvo P1600S установил рекорд Гиннеса по величине пробега. Купленное в 1966 году купе ньюйоркца Ирва Гордона за 21 год накатало 1,69 млн. миль (2,6 млн. км). К моменту смерти хозяина в ноябре 2018 года, машина прошла почти вдвое больше, говоря точнее - 5,15 млн. км. За время эксплуатации ее двигатель пережил два капитальных ремонта, но величина пробега от этого впечатляет не меньше.

Volvo
188,4 тыс интересуются