Найти в Дзене
АВТО-ПРОФИ

Как коронавирус и обесценивание рубля повлияют на продажи новых автомобилей в России

В начале 2020 года аналитики Авто.ру составили три прогноза развития российского авто­рынка: позитивный, базовый и негативный. И даже по худшему сценарию падение не должно было превысить 10% от уровня 2019 года, когда было продано 1,59 миллиона легковых авто­мобилей. Однако уже к марту всё изменилось: на мир обрушилась пандемия коронавируса, а рубль рухнул до уровня 2016 года на фоне обвала цен на нефть. И, кажется, наши февральские прогнозы уже точно не сбудутся...

Что произошло

Ещё в феврале стало понятно, что экономика Китая вообще и местный авторынок в частности серьёзно пострадают от коронавируса. Вслед за Китаем эпидемия быстро распро­странилась на другие страны, превратив­шись в пандемию. В марте многие авто­производители начали приостанавливать работу своих предприятий, отправляя сотрудников на домашний карантин. Покупатели в Европе, в свою очередь, в условиях пандемии стараются избегать мест скопления людей, в том числе и авто­салонов. В резуль­тате спрос на новые автомобили во всём мире уже резко сократился.

Однако на продажах автомобилей в России вирус пока не сказался. Согласно данным Ассоциации Европейского бизнеса (АЕБ), по итогам двух месяцев реализовано 218,4 тысячи новых легковых и лёгких коммерческих автомо­билей — это всего на полпроцента меньше, чем за аналогичный период 2019 года. Однако произво­дители уже говорят о возможном снижении объёмов выпуска из-за перебоев в поставках комплекту­ющих, что наверняка повлияет и на продажи.

Но пандемия коронавируса — это лишь одна из двух причин пересмотра нашего прогноза. Вторая, и куда более веская причина — резкое ослабление рубля на фоне обвала цен на нефть. К середине марта нефть подешевела до уровня 2006 года, из-за сокращения промыш­ленной активности в мире, вызванной пандемией, а также из-за развалив­шейся сделки стран ОПЕК и ОПЕК+ о снижении объёмов добычи нефти. В результате с 6 марта и на момент выхода материала доллар и евро подорожали на 21,1 и 18,4% соответ­ственно. Всё это вскоре приведёт к значительному росту цен на новые автомобили, особенно на модели, импорти­руемые из других стран. Но и локализо­ванные машины, в том числе и традиционно отече­ственные, тоже подорожают, пусть и не так сильно — потому что часть комплектующих для них закупаются за валюту.

Что же ждёт рынок новых автомобилей

Приняв во внимание новые для экономики факторы, аналитики Авто.ру скорректи­ровали собственный прогноз продаж на 2020 год. И теперь, даже в самом позитивном сценарии, ожидать роста спроса, кажется, не стоит.

-2

Благоприятный сценарий. Если ситуация с коронавирусом стабили­зируется уже к лету, а валютные курсы через несколько месяцев вернутся к уровню начала года, то продажи по итогам 2020 года имеют шансы удержаться на уровне 2019 года.

Базовый сценарий. Предполагается, что последствия кризиса не станут для российской экономики катастрофи­ческими, но затянув­шийся период «дорогой» валюты и продолжа­ющееся на этом фоне снижение доходов и покупатель­ской активности россиян приведут к падению продаж на 15%. При этом в 2021 году рынок может начать восстанав­ливаться.

Негативный сценарий. Восстановление мировой экономики затянется на несколько лет, из-за подорожания валюты вырастут цены на новые авто­мобили, центробанк будет вынужден повысить ключевую ставку, что приведёт к удорожанию кредитов. Подеше­вевшая нефть и дорогие меры по борьбе с пандемией коронавируса вызовут существенное снижение доходов населения, из-за чего продажи рискуют упасть на 23 процента — ниже итогов 2015 года.