Давайте посмотрим на хрестоматийный пример противоречивого феномена городского транспорта, который раздражал, водителей, проектировщиков и политиков с самого начала эры автомобилей.
С 2008 по 2011 год проводилось расширение трассы «Katy Freeway» в Хьюстенской агломерации, по некоторым параметрам это самая широкая автострада в Северной Америке, проект обошелся в 2,8 миллиарда долларов. Суть проекта заключалась в уменьшении серьёзных пробок на дороге.
И все же после того, как автострада расширилась, заторы стали еще хуже. Время в пути увеличилось на 30 процентов утром на работу и на 55 процентов во время вечерней поездки домой.
Почти все расширения автомагистралей и новые автомагистрали продаются населению как средство уменьшения пробок на дорогах. Это достаточно логичное предложение, которое, безусловно, имеет большой смысл для любого, кто застрял в пробке: растущие районы с небольшими дорогами, становятся больше, и их шоссе должны расти вместе с ними. Чем больше полос, тем больше пропускная способность, а это значит, что автомобили смогут проехать быстрее. Но это не всегда происходит после завершения этих проектов.
Как и в случае с расширением Katy Freeway, добавление новой пропускной способности проезжей части также создает новый спрос на эти полосы, поддерживая такой же уровень загруженности, если не усугубляя его. Экономисты называют это явление индуцированным спросом : когда вы предлагаете чего-то больше или по более низкой цене, люди с большей вероятностью воспользуются этим.
Как работает индуцированный спрос?
В быстрорастущих районах, где дороги не были предназначены для возросшего населения, может существовать большой скрытый спрос на новую пропускную способность, что приводит к тому, что поток новых водителей немедленно выезжает на автостраду, как только новые полосы открываются, быстро забивая их снова.
Но эти люди предположительно уже жили поблизости; как они жили до расширения? Они могли использовать альтернативные виды транспорта, ездить в нерабочее время или вообще не ездить.
Человек может выбрать новое шоссе до более удаленного продуктового магазина с более низкими ценами. Поездки, которые можно было совершить на велосипеде или общественном транспорте, теперь могут быть более привлекательными на машине. Таким образом в долгосрочной перспективе (три года или более) индуцированный трафик полностью или почти полностью заполняет новую емкость.
Так что же необходимо делать?
Пожалуй, самая эффективная стратегия для решения загадки индуцированного спроса: вместо увеличения пропускной способности сужение проезжей части для личных авто. На первый взгляд это безумное предложение, но что бы понять нужно взглянуть на проблему под другим углом. В большинстве случаев и пешеходы пользующиеся общественном транспортом и водители, это одни и те же люди выбирающие тот или иной вид транспорта из следующих соображений: скорость перемещения, стоимость, удобство. Конечно есть часть людей которые никогда не сядут за руль, а есть те кто никогда не поедут на общественном транспорте.
Есть еще фактор касающийся удобства перемещения, чем больше машин на дороге тем менее комфортно как автомобилистам так и тем кто перемещается на общественном транспорте (увеличение времени в пути за счет пробок) и на оборот, чем больше людей перемещается на общественном транспорте тем удобнее и автомобилистам за счет той части людей которые пересели на общественный транспорт (уменьшаются пробки) и тем людям которые едут на общественном транспорте, так как увеличивается количество рейсов, строятся выделенные линии, если поток пассажиров еще увеличивается, то строятся новые ветки для трамваев и метро.
Есть понятие точки равновесия, то есть исходя их факторов скорости перемещения, стоимости и удобства, часть выбирает перемещение на личном автомобиле, а часть на общественном транспорте. Эту точку равновесия можно смещать, путем сокращения полос для автомобилей и увеличением доступности общественного транспорта.
Не смотря на множество исследований в этой области власти многих стран продолжают раз за разом наступать на эти грабли, например в Москве много делается для общественного транспорта, но между тем увеличивается кол-во дорог. Таким образом точка равновесия смещается слабо. А в других города, власти напротив полностью убирают общественный транспорт в угоду владельцев маршрутных такси и увеличивают дороги, такую ситуацию хорошо описывает следующая карикатура.
Теории по данной тематике: