Проверочный период, также его называют "Долина смерти", переживают не многие. И чтобы быть на плаву, даже если вы не были готовы к упадку в стране, нужно приложить максимум усилий для оптимизации денег компании.
Первое - пересмотрите список дебиторов
- Вспомните всех, кто должен вам деньги. Вы с ними работаете сейчас? Если да, то приостановите отправку им товаров или оказание услуг. Сегодня нельзя кредитовать, потому что вас тоже кредитовать никто не будет.
- Более того, вы даёте в долг товар или услугу, за которую вам заплатят по стоимости двухмесячной давности (например). Посмотрите, цены растут каждую неделю, и вам просто не хватит денег закупиться на то, что вам вернут дебиторы.
- Посчитайте дебиторскую задолженность - она не должна превышать ваш месячный оборот. Иначе вы рискуете стать банкротом.
Второе - найдите максимально маржинальный товар или услугу
- Не продавайте товар/услугу, если маржинальность низкая. Привёл бы конкретную цифру, но в разных бизнесах этот показатель отличается сильно.
- Если вы будете продавать товар/услугу с низкой маржой, но при этом ваши постоянные расходы не уменьшаются - очень скоро вы разочаруетесь в финансовом результате.
- При увеличении оборотов низкомаржинального товара вы быстро уйдёте в минус. Контролируйте маржу!
Третье - убирайте лишние затраты
Дополняет предыдущий пункт, и идёт в паре с маржинальностью.
Постоянно боритесь с постоянными расходами
- Соберите в финансовую модель все постоянные затраты, посчитайте их итоговую сумму.
- Берите ручку (или мышку) и вычёркивайте безжалостно то, что не приносит прибыли. Временно (пережить кризис) вы обойдётесь без этого.
- Скажите себе "спасибо" за волевое решение. Это только что спасло ваш бизнес.
Четвёртое - управленческий учёт
- Начните с учёта, иначе не сможете посчитать маржинальность, рентабельность, затраты и дебиторку. Все данные должны быть методично собраны и проверены.
Пройдите тест на состояние вашего учёта, и позвоните.
- Как вести упр.учёт - в сети материалов множество. А если вам нужен финансист, который соберёт все ваши деньги и проанализирует - звоните мне, я разберусь с вашими финансами.
Пятое - используйте бесплатные каналы продвижения
- Часто встречаю в практике, когда предприниматель тратит много средств на маркетинг. Вы тоже?
- А считаете их эффективность? Например, стоимость клиента, или конверсию каждого шага воронки? А надо.
- Найдите бесплатные сервисы, и разместитесь там. Сейчас самое время получать клиентов по минимальной стоимости.