Елена Клещенко, зам главного редактора информационно-аналитического портала PCR.news, автор книги «ДНК и ее человек: Краткая история ДНК-идентификации», рассказала нам о тест-системах и анализах на коронавирус.
Подозрительным на COVID-19 случаем у нас сейчас считается острая респираторная инфекция у тех, кто в предыдущие 14 дней бывал за рубежом, контактировал с побывавшими за рубежом или с теми, кому поставлен диагноз COVID-19. Если лабораторное исследование дает положительный результат, то есть показывает наличие в образце вирусных геномов — случай называется подтвержденным. Анализы проводятся в центрах гигиены и эпидемиологии Роспотребнадзора в субъектах Российской Федерации.
Как сообщают нам Временные методические рекомендации Минздрава по COVID-19 от 27 марта: «В лабораториях медицинских организаций исследования на COVID-19 проводятся только из материала, отобранного у лиц, не имеющих признаков инфекционных заболеваний и не являющихся контактными с больными COVID-19». Те, кто имеют и являются — относятся к компетенции центров Роспотребнадзора. Вот почему коммерческие компании могут принимать образцы на анализы только у лиц без симптомов, и вот почему они сначала измеряют клиенту температуру и спрашивают, не бывал ли он недавно за границей. Вероятно, такое решение принято с тем, чтобы офисы компаний не стали рассадниками коронавируса, хотя в любом случае лаборатории обязуются дезинфицировать помещение после каждого клиента.
Не совсем ясно, что делать тем, у кого симптомы ОРВИ есть, а связей с заграницей и коронавирусом нет. В алгоритме оказания медицинской помощи, принятом Мосгорздравом, указано, что решение о направлении на анализ принимается врачом, в зависимости от состояния пациента. Но если врач решит, что анализ вам не нужен, вы его сделать на данный момент не сможете. А ваш здоровый товарищ по работе, который собирается перевезти к себе маму и хочет быть уверенным, что не заразит ее, — сможет, и другой товарищ, который заболел после поездки, тоже сможет. Ну вот так. Без комментариев.
Какие анализы бывают в принципе? Можно выявлять в мазке из носоглотки, мокроте и т.п. геномы вируса, а можно — антитела в крови. (Бывают и другие тесты, даже на основе модной CRISPR-Cas системы, но пока поговорим об основных.) Геномы вылавливают с помощью полимеразной цепной реакции — ПЦР. Это великая реакция, изменившая биологию и медицину, наш портал назван в ее честь. А поскольку геном у коронавируса состоит из РНК, а не из ДНК, сначала делается реакция обратной транскрипции, то есть получения ДНК на матрице РНК, отсюда загадочные пять букв ОТ-ПЦР в результатах анализов. В чем смысл этой реакции: если в образце присутствует определенная РНК-последовательность (а геном нашего супостата нам давно известен, еще с января), в образце начинают накапливаться множественные копии этой последовательности, и их можно детектировать. Есть также альтернатива ПЦР — изотермическая амплификация нуклеиновых кислот: тоже создание множественных копий определенной последовательности, но в более простых условиях, поэтому она подходит для экспресс-анализа.
Антитела в крови выявляются, понятное дело, после иммунного ответа организма на вторжение вируса. При этом вирусные геномы удобно выявлять в начале инфекции, а антитела появляются позднее и остаются даже у тех, кто переболел. Сейчас, например, Великобритания запускает масштабный проект по поиску антител в образцах крови граждан, чтобы ответить на волнующий всех вопрос: правда ли, что многие перенесли коронавирус на ногах без симптомов или с легкими симптомами и остались вне поля зрения медицинских служб? Это очень интересно, но на ранней стадии, когда надо быстро отловить заболевших, наши лучшие друзья – ОТ-ПЦР и изотермическая амплификация.
Лаборатории Роспотребнадзора пользуются тест-системами, разработанными в ГНЦ «Вектор» (Новосибирск). Ими же пользуются компании «Гемотест» и «Хеликс», на платной основе (цена божеская, гуглите). Компания «Инвитро» заявляет, что будет работать с тестами ЗАО «Вектор-Бест» — с ГНЦ «Вектор» эту компанию путать не надо; она была создана на базе «Вектора» в конце 80-х годов ХХ века и тоже находится в Новосибирске, но это отдельная сущность. Это тоже тест на основе ОТ-ПЦР, регистрационное удостоверение на сайте Росздравнадзора уже лежит, так что есть надежда, что это произойдет относительно быстро.
Зарегистрированы и другие тест-системы: «АмплиТест SARS-CoV-2», разработанный в Центре стратегического планирования Минздрава России, и казанско-японские наборы для изотермической амплификации, те самые, которые закупил департамент здравоохранения Москвы в количестве 100 000 штук. Где можно будет оттестироваться с их помощью, я пока не знаю. На подходе и еще разные тесты, возможно, с полдесятка.
Я считаю, что масштабное тестирование — это хорошо. Каждый установленный инфицированный человек — это оборванная цепочка передачи вируса, поэтому пусть будет больше тест-систем и больше лабораторий, которые предлагают эту услугу. Конечно, даже ПЦР-тесты могут ошибаться, но лучше немного ошибиться, чем не знать вообще ничего. Разумеется, помимо создания и валидации тестов надо еще наладить их производство и обустроить достаточно лабораторий с квалифицированными кадрами, чтобы проводить тестирование, однако это уже совсем другая история.