Найти тему
Факт дня

Факт дня. 5 апреля. Машина, которая заставила себя уважать!

5 апреля 1977 года на Волжском автозаводе сошёл с конвейера первый советский полноприводный внедорожник «Нива», самый экспортируемый отечественный автомобиль. Удивительно, но название «Нива» к полям отношения не имеет, оно образовано сложением первых букв имён дочерей ведущего конструктора Петра Прусова — Натальи и Ирины, и сыновей главного конструктора Владимира Соловьева — Вадима и Андрея.

Первая «Нива»
Первая «Нива»

В 1970 году председатель Совета министров СССР Алексей Косыгин поручил коллективам заводов Иж, АЗЛК и ВАЗ создать принципиально новую модель, сочетавшую в себе комфорт легкового автомобиля с возможностями военного внедорожника. Прототипы АЗЛК-415 и −416 и Иж-14, на тот момент уже были созданы, но совсем не были готовы к серийному производству. Конструкторы АЗЛК представили на суд комиссии и «Москвич-2150». Назвать его комфортабельным язык не повернётся, зато превосходная внешность и проходимость не даёт покоя отечественным автомобилистам, считающим, что «Нива» просто вытянула «счастливый билетик».

«Москвич-2150» так и не смог стать достойным конкурентом «Нивы»
«Москвич-2150» так и не смог стать достойным конкурентом «Нивы»

В итоге в 1974 году в решающей схватке на государственных испытаниях сошлись ИЖ-14 и «Нива». На полигоне под Дмитровом ИЖ проиграл и в максимальной скорости (120 км/ч против 130) и в разгоне (30,5 секунд против 22,1 у «Нивы»). Хуже была и управляемость. Впрочем, независимо от результатов испытаний судьба ИЖ-14 решена, всё решилось в ведомственных кабинетах, а не на полигоне. Министерство Обороны, которому принадлежал завод, средств на освоение автомобиль не выделяло, поэтому «Нива» оставалась единственным жизнеспособным проектом с перспективами серийного производства. А Ижевскому заводу было предписано по-прежнему выпускать «москвичи».

ИЖ-14 тоже не «смог»
ИЖ-14 тоже не «смог»

Но бюрократия бюрократией, а плюсы у ВАЗ-2121 были! Впервые применены на внедорожнике такого класса, присущие легковушкам атрибуты: несущий кузов, независимая передняя подвеска, передние дисковые тормоза. Вместо классического для внедорожников низкооборотного двигателя с большим объёмом, ВАЗ использовал высокооборотный двигатель. Изначально созданная для сельской местности, она стала популярна среди горожан, при этом не только в нашей стране, но и за рубежом.

Более 530 тысяч автомобилей было отправлено на экспорт. По словам ведущего конструктора «Нивы» Петра Прусова: «...Толчок к бурному росту продаж автомобиля в Европе дала... погода. В 1979 году зима в Европе выдалась необычайно снежная... русская «Нива» проезжала даже там, где сидели тяжелые джипы. Лучшей рекламы трудно было представить...»

«Нива»-снегоуборщик, Литва
«Нива»-снегоуборщик, Литва

«Нива» успешно продавалась более чем в 100 стран мира, ее собирали в шести странах: в Канаде, Чили, Бразилии, Эквадоре, Панаме и Греции. В Австрии она несколько лет занимала 90% внедорожного сегмента рынка. Во Франции же «Нива» стала чуть ли не культовым автомобилем. Небольшая партия праворульных «Нив» уехала и в Японию, куда советские автомобили ни ранее, ни позже не проникали. 12 марта 2013 года АвтоВАЗ произвёл двухмиллионный автомобиль. «Нива» стала основой для около 30 модификаций: пикапов, броневиков, плавучих болотоходов, минивэнов, спецмашин для полиции, медицинской службы, спасателей, включая уникальные, амфибию и даже цирковой автомобиль для медведей!

«Нива» - амфибия
«Нива» - амфибия

Это единственная LADA, покорившая все континенты планеты Земли, включая Антарктиду, где внедорожник отработал больше 10 лет на российской станции Беллинсгаузен. И на Северном полюсе «Нива» была!

«Нива» на Северном полюсе
«Нива» на Северном полюсе

С 2009 года вышла версия Chevrolet Niva, дизайн которой разрабатывали итальянцы. В народе ее все так же ласково зовут «Шнивой», «Шивой» и «Шевиком», и в ней, несмотря на тысячи изменений и внешности, немало осталось и от старой доброй «Нивы». Можно сказать она всё ещё наша, наша родная патриотичная машина. Родоначальник нового, очень нужного класса автомобилей советская «Нива» заставила уважать наш автопром.

Спасибо, «Нива»! Предложив высокий уровень проходимости и комфорт, «Нива» установила новые правила игры на авторынке, заслужив право стать прообразом современных кроссоверов.

Chevrolet Niva («Шевроле Нива»)
Chevrolet Niva («Шевроле Нива»)

Хорошего вам дня и надежного автомобиля!

Подпишитесь на канал Факт дня и получайте интересный факт ежедневно! Здесь я пишу о том, что интересно мне самому.

Авто
5,66 млн интересуются