Спускаемся с небес на землю
Сейчас очень модно призывать к безусловной любви. Мол, все мы должны любить друг друга безусловно. «Безусловно» - от «без условий». То есть не ставить условий вообще никаких. Любить - и все. Пусть он над тобой издевается, изменяет и предает, пусть напивается до полусмерти, пусть даже бьет - а ты люби и все, и не требуй от него ничего. Так получается?
Кстати, когда кто-то вам говорит: «Принимай меня таким как есть» - знайте, тут подразумевается: я меняться не хочу и не буду, с тобой и твоими желаниями считаться - тоже. Какая-то уж совсем эгоистичная позиция получается под прикрытием безусловной любви!
А потому что путаница в мозгах приличная с этой безусловной любовью. Попробуем разобраться?
Откуда она вообще взялась, эта безусловная любовь, вернее, ее идея? Изначально так наименовали вовсе не земную, не человеческую любовь, а любовь божественную. То есть безусловная любовь - это любовь, которой Бог любит людей. Всех без исключения. Бог милосерден, Бог всепрощающ, Бог бесконечно милостив, перед Богом все равны и одинаково любимы им совершенно независимо от своих несовершенств и прегрешений. Но Бог - не человек, мы ему своими прегрешениями никакого вреда нанести не можем, потому и любить он всех нас может совершенно спокойно, без риска и без ущерба для себя.
Иное дело - между людьми. Допустим, мать может - и должна бы - безусловно любить своего ребенка, но это в идеале, а по факту далеко не всегда так получается. И для родителей мы далеко не всегда хороши такие как есть, все переделать им нас хочется, куда уж тут до безусловной любви. Что же говорить об отношениях мужчины и женщины.
Условия, условия и снова условия
В отношениях между полами безусловная любовь невозможна по определению. Почему? Да хотя бы потому, что в этих отношениях не последнюю роль играет физическая близость. Значит, партнер должен быть привлекателен для нас физически. Или, как минимум, не противен. А это - уже условие. Там, где есть хотя бы одно условие - уже нет речи о безусловной любви.
А сколько их, этих самых условий, еще возникает по ходу дела, особенно когда проходит первая влюбленность! Нет, не обязаны мы любить ни безусловно, ни вообще никак того, кто не считается с нами, не хочет видеть в нас равную себе личность и вообще всячески портит нам жизнь...
А вообще-то пожалуйста, можно любить безусловной любовью хоть все человечество, но - на безопасном расстоянии. И то только до того момента, пока некоторые обнаглевшие от вашей безусловной любви отдельные представители этого человечества не вторгнутся в ваше личное пространство и не начнут там хозяйничать как у себя дома.
Самый дорогой, любимый и единственный!
На самом деле есть только один человек на свете, которого можно и нужно любить безусловно. Это вы сами. Вот себя-то как раз и нужно любить той самой божественной любовью - так, как Бог любит людей. А любит он нас вовсе не потакая нашим слабостям, не подстилая соломки, но веря в то, что мы со всем справимся самостоятельно, и испытания давая только по силам.
Вот себя-то, единственного, и надо принимать как есть, безо всяких условий. Потому что другого выбора у нас нет. Другого тебя тебе не дадут. И надо ценить то что есть. И это тело, пусть несовершенное, но свое, родное. И этот характер, и все эти свои странные особенности, и даже выходки дурацкие, и душу свою такую как есть. И в этой любви мы в безопасности, и в этой любви мы свободны, потому что доступно тут нам множество опций, просто недоступных в любви к другому человеку. А именно - мы можем изменить в себе то, что нам не нравится. Мы можем развиваться, если захотим. Другого человека мы не можем заставить измениться или развиваться, даже если очень любим, даже если безусловно. Нет у нашей любви к другому такой власти. А у любви к себе - есть. Так что тут мы получаем массу преимуществ.
Но... Случается, что человек, раз и навсегда понявший, что это такое - безусловная любовь, на меньшее уже не соглашается. Ему становится трудно вступать в отношения, да он в них, как правило, и не нуждается больше.
Любовь и границы
Если же мы хотим отношений и не хотим одиночества - то придется смириться с тем, что любовь наша не будет божественной и безусловной, а будет обычной и человеческой. Что не исключает взаимоуважения и взаимопонимания. Но не исключает и конфликтов, и ссор, и периодов отчуждения. Так же, как не исключает вашего права сказать «нет», если вас что-то не устраивает, и вашего права отстоять свое достоинство и границы своей личности, если они нарушаются.
Мы ведь не ангелы, а живые люди, а потому не обязаны сносить все подряд с ангельским терпением. Это не значит не прощать. Прощать и терпеть - разные вещи. Простить можно все что угодно - а вот терпеть все что угодно уж точно никак не стоит. И если сталкиваетесь с чем-то нестерпимым, да если еще тот, кто это нестерпимое устраивает, говорит вам: «Принимай меня таким как есть» - лучшим выходом будет отправить его в голубую даль, а когда он скроется за горизонтом (не раньше) - простить, и только потом уже любить сколько душе угодно самой что ни на есть безусловной любовью. Главное – чтобы он оставался там, за горизонтом, и к вам не приближался. Потому что для безусловной любви близость не нужна, а часто - и вовсе нежелательна.