Найти тему
Agniya Dervinis

Кем была таинственная дама с известного портрета?

"Дама в голубом", Константин Сомов, 1897 - 1900 гг.
"Дама в голубом", Константин Сомов, 1897 - 1900 гг.

Один из самых удивительных, загадочных, очаровательных женских портретов Серебряного века – это «Дама в голубом» Константина Сомова.

Болезненная хрупкость, беспомощность, печаль в глазах и одиночество – героиня портрета будто воплощает собой иллюстрацию образа «тургеневской девушки». Кто же эта прекрасная дама, утонченная «Джоконда современности», как выразился искусствовед Игорь Грабарь?

Елизавета Мартынова родилась в Петербурге в 1868 году. Ее отец был врачом, сама Елизавета с детства мечтала о карьере художника. В 1890 году ей посчастливилось стать одной из первых женщин в числе учеников Императорской Академии художеств. Там и состоялось знакомство с Константином Сомовым. Предполагают, что между двумя творческими сердцами была романтическая связь, но подтверждений тому нет. По воспоминаниям современников Елизаветы Мартыновой, характер у художницы был эмоциональный, гордый, ранимый. В настоящее время не известно ни одной работы, достоверно принадлежащей кисти Мартыновой. Она осталась в истории не художницей, но музой и вдохновительницей: ее портреты писали также Осип Браз и Филипп Малявин. Портрет Е.М. Мартыновой", О.Э. Браз, 1896 г.

Работу над самым знаменитым портретом Елизаветы Мартыновой Константин Сомов начал еще в 1897 году. Закончить полотно художник смог лишь спустя три года. Причиной тому послужил его отъезд в Париж и тяжелая болезнь Мартыновой. Вероятно, она уже была больна, когда позировала Сомову: об этом свидетельствует нездоровая бледность и лихорадочный румянец модели. Интересно также, что автор специально изобразил Елизавету в старомодной одежде, которую на рубеже веков уже не носили. Так он подчеркнул одухотворенность созданного им женского образа, передал эстетику уходящей эпохи.

«Что сделал художник с этим лицом, с этими когда-то сияющими торжеством глазами? Как сумел вытащить на свет глубоко запрятанную боль и печаль, горечь неудовлетворённости? Как сумел передать это нежное и вместе с тем болезненное выражение губ и глаз?» – так писала о портрете Елизаветы Мартыновой ее подруга, М. Ямщикова.

Елизавета была категорически против продажи картины. Узнав, что ее портрет кисти Сомова хотела приобрести Третьяковская галерея, Мартынова написала художнику гневное письмо:

«Может быть, Вы будете удивлены, Константин Андреевич, получив это письмо, и тотчас приедете ко мне, станете меня с улыбкой и некоторой иронией убеждать смотреть на вещи иначе, но это мне всё равно… Сегодня ночью я проснулась и не спала от одной назойливой и мучительной мысли: «Вы не должны и не имеете права продать мой портрет». Я позировала Вам для Вас, для чистого искусства, а не для того, чтобы Вы получили за мою грусть в глазах, за мою душу и страдания деньги… Я не хочу этого! Оставьте портрет у себя, сожгите его, если Вам так жаль отдать его мне, подарите его даром в галерею…».

Спустя три года Сомов все-таки продал галерее свою работу.

Спустя еще год Елизавета Мартынова скончалась от чахотки в возрасте 36 лет.

Среди всех «дам в голубом» мировой живописи этот образ – самый тонкий и трагичный.