Есть факторы, которые могут отравлять атмосферу в медицинском коллективе: разница в заработной плате между рядовыми врачами и руководством, кумовство, наличие "любимцев" у главного врача. Тип личности главного врача имеет огромное влияние на работу медицинской организации. Можно выделить 4 главных типа руководителей от медицины:
Властолюбивые главврачи ни к кому не прислушиваются. Подавляют инициативу. Игнорируют мнение опытных врачей. Самолюбивы, честолюбивы. Любят лесть, не воспринимают критику. Имеют фаворитов, а также хотят избавиться от ряда сотрудников и активно работают в этом направлении. Неугодных заменяют на лояльных. Любовью и уважением в коллективе не пользуются. На них часто пишут жалобы. Из-за такого стиля руководства главврач может лишиться должности или попасть под суд - в решающий момент подчиненные его подставляют.
Главврач-бюрократ сосредоточен на исполнении инструкций, соблюдении дисциплины, внимателен к пожеланиям вышестоящих инстанций. От подчиненных требует того же. Роста и развития в таком коллективе врачи не получают. Талантливые специалисты оказываются не замеченными, посредственные, но исполнительные, наоборот, пользуются всеми привилегиями.
Равнодушный главврач часто "случайно" занимает свое кресло. Обязанности его тяготят, в делах разбирается плохо, старается все перепоручить кому-нибудь. Дисциплина в такой больнице на нуле. Больные недовольны, пишут жалобы. В итоге почти всегда такого специалиста "подсиживает" более активный организатор, а равнодушный главврач лишается своего поста и "избавляется" от тяготивших его забот.
Главврач-добряк - это слишком мягкий человек, который позволяет подчиненным панибратские отношения, прощает им ошибки и промахи, за что в итоге расплачивается своей должностью. Хотя он может искренне переживать за свое дело, волевых качеств для управления коллективом ему не хватает. Подчиненные его могут даже любить, но с мнением никогда не считаются и вообще не воспринимают всерьез.
Тревожными звоночками для руководства медицинской организации должны быть текучка кадров, отказ специалистов от участия в консилиумах, отсутствие сотрудников, ведущих научную работу, деление коллектива на лагеря.
Как оздоровить атмосферу в коллективе
1. Уделять больше внимания жалобам пациентов, а не жалобам врачей друг на друга. Пациенты часто помогают вскрыть непрофессионализм и злоупотребления того или иного специалиста, а претензии врачей друг к другу чаще говорят о нездоровой конкуренции, и делать далеко идущие выводы на их основе не рекомендуется.
2. Пресекать демонстративные проявления неуважения врачей друг к другу.
3. При найме новых сотрудников необходимо уделять внимание не только их профессиональным, но и личным качествам. Вздорные люди провоцируют склоки и ухудшают атмосферу. Не приветствуются такие качества как обидчивость, агрессия, строптивость, заносчивость, эмоциональная нестабильность и возбудимость.
4. Система поощрений и взысканий должна быть понятной для сотрудников. Не допускайте, чтобы в коллективе появлялись фавориты и изгои. Это отобьет у остальных желание проявлять себя и работать совместно с коллективом.
А вот что наши читатели-врачи думают о своих руководителях. Это комментарии подписчиков канала ПОИСКПРОМЕД на данную тему (орфография авторов сохранена):
✒"Переход врача в Главные сопровождается деформацией личности и внутренним конфликтом.Человек, что бы сохранить свое кресло, обязан требовать исполнение приказов,которые ранее критиковал,сочинять липовые отчеты,не выносить сор из избы,-тушит конфликты обвиняя врача.Гл.врач вынужден работать чиновником в лживой и неэффективной системе.Он просто дорого продается"
✒ "Главных врачей надо часто менять .Тошнит от кумовщины. Везде свои: кума-сватья-племянница .Есть нижний этаж- там несколько врачей пашут на износ"
✒ "Одни уходят.Другие такие же-приходят.Зарплата за семью печатями от коллектива.Живут все богато.Кабинеты-лучшие в больнице.Ну и много чего..."
✒ "Если бы руководили.... А то просто место занимают и зарплатку получают - одним словом ГЛАВНЮКИ и ГЛАВНЮЧКИ"