Грузинская живопись развивалась и развивается, с одной стороны, под влиянием европейских (в том числе русских) образцов, с другой — обладает большой самобытностью, проявляющейся в сюжетах и использовании ярких красок. В нашей подборке — 5 самых известных художников Грузии.
Георгий Габашвили (1862–1936)
Уроженец Тифлиса был первым в Грузии признанным мастером реалистической живописи. В 1891 году он устроил собственную персональную выставку — до него ни один грузинский художник ничего подобного не делал. Отучившись в петербургской Академии художеств (1886–1888), он отправился перенимать западный опыт в мюнхенскую (1894–1897), а в 1922 году стал одним из основателей тифлисской.
Габашвили сравнивали с Репиным, а его разноплановое наследие — портреты, пейзажи, батальные сцены и зарисовки повседневной жизни — насчитывает более 2000 картин. Причем рисовал он не только Грузию: один из вариантов его картины «Базар в Самарканде» в 2006 году был продан на аукционе более чем за миллион долларов:
Нико Пиросмани (1862–1918)
Нико Пиросмани не нуждается в представлении: сегодня это один из наиболее известных художников-примитивистов и олицетворение Грузии для всего художественного мира. До 1912 года он был никому не известным художником-самоучкой, выполнявшим вывески и панно по заказу тифлисских трактиров. Пораженные его работами братья Зданевичи и Михаил Ле-Дантю привезли их в Россию, и с первой московской выставки (1913) имя Нико Пиросмани стало известно в авангардистских кругах обеих столиц Империи — что, впрочем, не помешало ему умереть в нищете.
Одной из любимых тем художника было грузинское застолье. Оно изображено на картинах «Компания Бего», «Кутеж пяти князей» и «Кутеж» (полотно, чем-то напоминающее «Тайную вечерю» Да Винчи):
Давид Какабадзе (1889–1952)
Давид Какабадзе точно не боялся экспериментов. Он был одним из издателей манифеста «аналитического искусства» (1914) и горячим поклонником творчества Пиросмани, а в 1919 году эмигрировал во Францию, где оказался буквально на острие художественного прогресса. Здесь он расыпялял краску из пульверизатора, искал способы передачи свечения на холсте, создавал абстрактные композиции и даже изобрел специальный аппарат, предвосхитивший идеи 3D-кинематографа.
В истории грузинской живописи Какабадзе остался как главный кубист. Его картина «Имерети — мать моя» воспроизведена на купюре в 10 лари:
Ладо Гудиашвили (1896–1980)
Ладо Гудиашвили прожил долгую жизнь, успев попробовать себя во множестве жанров и техник живописи. После революции он, как и Какабадзе, переехал в Париж, где познакомился с Пабло Пикассо, Амадео Модильяни и Игнасио Сулоагой. Именно в парижский период он работал наиболее интенсивно и почти сразу снискал признание во Франции. Позднее выставки его работ проходили в Лондоне, Риме, Амстердаме и Нью-Йорке. В 1925 году художник вернулся в Грузию, а после войны был уволен из Академии художеств за роспись храма Кашвети в Тбилиси.
В центре художественного мира Гудиашвили — женщина, по выражению художника, являющаяся «источником жизни и добра»:
Елена Ахвледиани (1901–1975)
Отучившись в Тифлисской академии художеств под руководством Георгия Габашвили, Елена Ахвледиани поступила в знаменитую парижскую Академию Коларосси. Главным жанром в ее творчестве стал пейзаж, и Грузия дала художнице широкий простор для работы. Она изображала природу родной Кахетии и других грузинских регионов, улицы больших и малых городов — и, конечно, оставила после себя зарисовки старого Тбилиси:
Кроме того, художница работала оформителем театральных спектаклей и кинолент, а также иллюстратором — ее изображения украшают издания Сервантеса, Гюго, Чавчавадзе.