В последнее время стало модно говорить о психологии денег: что нужно изменить свое мировосприятие, уничтожить негативные установки, выстроить отношения с деньгами, и тогда они сами на нас попрут, аки манна небесная. Но так ли это на самом деле?
Но действительность, как известно, гораздо сложнее. И, на самом-то деле, все это действительно имеет место быть – психология денег важна и нужна нормальному человеку. Но сама по себе она не гарантирует увеличения дохода.
Да, вам будет трудно увеличивать свой доход, пока вы не разберетесь со своими «денежными сценариями», негативными установками и восприятием денег, пока вы не поймете, что конкретно мешает вам зарабатывать больше. А также чего вы боитесь и почему ваше текущее состояние для вас более предпочтительно – если бы это было не так, вы бы давно зарабатывали совершенно другие деньги.
Но многие думают, что, после того как они все это сделали – изменили мышление, «подружились» с деньгами, изменили свои установки, деньги сами к ним прилетят напрямую в открытую форточку. Так не бывает. И потому психология денег – важный, но не единственный этап формирования финансового благополучия.
Очень важно внедрить в своей жизни полноценный финансовый менеджмент – учет доходов и расходов, бюджетирование, формирование резервных фондов и другие вменяемые технологии управления деньгами. А также сформировать долгосрочные финансовые стратегии, позволяющие эффективно приумножать их.
Например, вы можете зарабатывать вполне приличные деньги, но оставаться бедным, потому что они постоянно утекают сквозь пальцы. Зато кто-то, кто зарабатывает существенно меньше вас, но эффективно распоряжается деньгами, может намного быстрее прийти к финансовой свободе и независимости.
Это не психология, это финансовая грамотность и банальная дисциплина. Сюда же относятся и профессиональные стратегии сбережения денег и инвестирования, которые не имеют ничего общего с попытками заработать на очередных «хайпах».
Но и этого мало. Если вы хотите зарабатывать большие деньги, то позитивного мышления и умения распоряжаться деньгами не достаточно. Эти деньги нужно еще и – внимание – зарабатывать. Как это ни странно. А для того чтобы зарабатывать другие деньги, вам нужно совершать совершенно другие действия.
Поэтому третий этап – это классический маркетинг: вам нужно понимать, какую ценность вы создаете, кто ваша целевая аудитория, с какими проблемами эти люди просыпаются и засыпают, и как вы можете эти проблемы эффективно решить. И как донести ваше решение до потребителя.
С другой стороны, изменив свои денежные сценарии, убрав внутренние ограничения и выстроив новые бессознательные стратегии относительно денег, вы сможете более эффективно находить возможности для реальных действий, и ваше тело, вместо сопротивления и прокрастинации, поможет вам тонусом и отличной работоспособностью.
Но работать придется вам.