В условиях сокращения аудиторных часов на изучение дисциплин и общей переориентации на активные и интерактивные формы обучения в рамках ФГОС ВПО особенно актуальным становится вопрос о выборе методов и методики преподавания в ВУЗе [1].
Сегодня необходимы те методы и приемы, которые способны «разгрузить» преподавателя и улучшить восприятие материала студентами.
Области повышения эффективности усвоения дисциплины можно условно разделить два основных направления:
1. Аудиторная работа преподавателя с обучающимися;
2. Самостоятельная работа обучающихся.
По этим двум направлениям современному педагогу необходимо сформировать такие стратегии обучения, которые включали бы в себя наиболее эффективные методы изложения материала для восприятия, запоминания, воспроизведения и применения. Рассмотрим возможные варианты таких методов.
Основным способом получения первоначальных знаний по дисциплине остается лекционный материал и материал, изучаемый в качестве базового на практических или семинарских занятиях. Следующим источником информации становятся рекомендуемые открытые источники, которые обучающийся изучает самостоятельно.
После получения базовых знаний в обучении необходимо применение активных методов, направленных на осмысление и применение этих знаний.
Метод кейсов (англ. Case method) – такая техника обучения, которая подразумевает рассмотрение и решение конкретных практических ситуаций (экономических, социальных, правовых и др.). Основное достоинство метода кейсов заключается в том, что он позволяет не только получить знания и сформировать навыки решения практических ситуаций, но и развивает систему профессиональных позиций, жизненных установок, профессионального мироощущения и миропреобразования.
Игровые технологии в обучении – это уникальный механизм аккумуляции и передачи коллективного опыта. В игровых формах реализуется главный фактор обучения – познавательная активность, а также сопутствующий – общение, диалог [2, с. 103-105.] Примерами таких видов занятий могут быть компьютерные деловые игры, командные интеллектуальные игры, игры на выявление самого знающего студента и пр. [2, с. 103-105.] Проводить такого рода занятия можно и в качестве контроля знаний обучающихся в рамках рубежной аттестации по дисциплине.
Практико-ориентированные задания (работы) на стыке нескольких дисциплин – подразумевают возможности применения полученных теоретических знаний из одной области в практической ситуации из другой области, тем самым делая результаты более наглядными и показательными. Практико-ориентированные технологии позволяют создать такую ситуацию, в которой обучающийся будет проявлять умение планировать, разрабатывать, организовывать, оценивать, управлять ситуацией [3, с. 81-83]
Метод проектов – информационных, исследовательских, практико-ориентированных, ролевых, творческих – нацелен на индивидуальную, парную, групповую работу. Результатом проекта может стать презентация, видеофильм, репортаж, инсценировка, мультимедийный продукт и пр.[4]
Все выше описанные методы имеют смысловые пересечения, но различаются по трудоемкости и продолжительности.
Для наилучшей активизации и плодотворной работы в рамках самостоятельного изучения дисциплины хорошо показали себя системы смешанного обучения (blended learning) [5, с. 55]. Данные системы позволяют учитывать в самостоятельной работе обучающихся такие факторы как индивидуализация, мотивация, гибкость, темп освоения дисциплины, рефлексия и самоанализ.
Список использованной литературы:
1. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования по направлениям подготовки (квалификации (степени) «бакалавр», «магистр», «специалист»).
2. Копытина Т. Н., Русинова Т. И. Игровые технологии на занятиях в вузе. Международная научно-практическая конференция «Личность-слово-социум». 2006 г.
3. Парфенова Т. А. Практико-ориентированные технологии в формировании проектной компетентности будущих педагогов. Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 26 (317). Образование и здравоохранение. Вып. 1.
4. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. — 5-е изд., испр. и доп. — М.: АРКТИ, 2011
5. Маслова Е.А. Методология практической педагогической деятельности в рамках контактной работы преподавателя в ВУЗе. Педагогика и образование: новые методы и технологии. Сборник научных трудов по материалам II Международной научно - практической конференции. 22 декабря 2017 г Нижний Новгород, 2017.
© Е.А. Маслова