Найти в Дзене
Под капотом

"Гаражная консерва" или как оживить простоявшую машину

Оглавление
Что делать с автомобилем, который долго простоял без движения
Что делать с автомобилем, который долго простоял без движения

Среди объявлений попадается немало вариантов с показателями одометра в 10-20 тысяч километров, но в возрасте 10-15 лет. На первый взгляд выглядит, как откровенная ложь или ошибка в объявлении, – но нет. На самом деле есть автомобили с «обкаточным» пробегом, и в то же время весьма почтенного возраста. Именно такие машины и называют «гаражными консервами» или же «капсулами времени».

Итак, если у вас в планах покупка модели, которая уже снята с производства, во время карантина стало скучно в четырёх стенах, а в гараже стоит "дедовская ласточка", или вы просто хотите купить б/у авто с минимальным пробегом – что и как стоит сделать с автомобилем, который длительное время простоял без движения. Однако простой может быть разным – от одной зимовки до нескольких лет. Поэтому разберемся с каждой категорией отдельно.

«Подснежники» - время простоя 1-2 года

-2

Что понадобится: заряженный запасной аккумулятор или зарядное устройство (в последнем случае — еще и доступ к электросети), или провода-«прикуриватели» и другой автомобиль. Возможно, еще стоит взять канистру топлива (за год из бака испаряется немало бензина, а полезные и не очень примеси могут выпасть в осадок), набор основного слесарного инструмента, фонарик и зеркальце.

Прежде всего, не пытайтесь завести автомобиль «с ключа»: сначала осмотрите его снаружи. Достаточно ли воздуха в шинах, нет ли жирных луж под агрегатами... Проверьте подкапотное пространство, начав с уровня всех жидкостей (антифриз, масло в двигателе и в гидроусилителе, тормозная жидкость...); далее следует осмотреть нет ли в моторном отсеке чего-то снятого или открученного: например, забытого гаечного ключа на каком-то из шкивов мотора. Если все в порядке и все на своих местах – можно попробовать «стартануть», перед тем проверив, заряжен ли штатный аккумулятор. В целом, даже после 1-2-летнего простоя авто должно быть в порядке, однако перед началом ежедневной эксплуатации стоит провести полную диагностику и осуществить регламентные работы с заменами большинства жидкостей, фильтров и других расходных материалов.

«Гаражная консерва» - время простоя до 5 лет

-3

Кроме всего, что написано в предыдущем разделе, с такими «консервами» стоит проявить еще больше осторожности. Перед запуском двигателя его нужно несколько раз прокрутить гаечным ключом, которым «зацепиться» за шкив коленвала, или, включив самую высокую передачу (если коробка механическая), поднять на домкрате одно из ведущих колес, которое и вращать. Так вы проверите, нет ли заклинивших деталей (водяная помпа, натяжные ролики и т.п.) и посторонних звуков.

Стоит проверить тормоза (не «проваливается» ли педаль до пола), исправность рулевого механизма (не подклинивает ли что-либо при вращении руля от одного крайнего положения до другого), работают ли стоп-сигналы и «поворотники»... Скорее всего придется заменить аккумулятор на новый. Независимо от того, какой пробег у машины, даже если он менее 10 тысяч, первая поездка должна быть короткой, исключительно до СТО, на которой однозначно придется заменить все жидкости, резиновые приводные ремни на двигателе и натяжные ролики, а также провести детальную диагностику состояния ходовой части, обратив внимание на элементы с резиновыми компонентами (такие как сайлентблоки, подушки амортизаторов), которые со временем рассыхаются и требуют замены.

Если авто стояло в гараже, где кроме автомобиля хранилось что-то съестное (не только по мнению человека, но и мышей) – стоит проверить все электрические компоненты, работают ли они; осмотреть жгуты проводки, в том числе спрятанные под обшивкой салона.

Машины, простоявшие до 10 лет

-4

Как вы уже догадались, для этой категории «консерв» придется выполнить все, что есть выше, плюс еще ряд пунктов. Такую машину не стоит пытаться заводить, а забрать ее с места «отстоя» на платформе и завезти на СТО. Далее следует заменить масло в двигателе, фильтр, желательно с промывкой; заменить все ремни и ролики, а также водяную помпу. Также стоит обслужить (смазать) подшипники генератора и втулки стартера.

Все жидкости (тормозная, гидроусилителя, масло КПП) и топливный фильтр подлежат замене. Не ожидая «шоу фонтанов», стоит заменить все резиновые шланги и рукава, по которым течет антифриз. Внешне они могут выглядеть как новые, а вот свойства свои они, скорее всего, растратили, даже стоя на месте без нагрузки. Все воздушные фильтры, поскольку они вобрали в себя максимум влаги за прошлые годы, тоже надо заменить новыми.

Вероятно, на автомобиле с механической коробкой передач вас ожидает «залипшее» сцепление, «отклеить» которое без съема КПП не удастся. Впрочем – попробуйте, но пока это удавалось только везунчикам. Остальным смельчакам получалось разве что-то оборвать раньше момента, пока «феродо» отлипнет от маховика.

С «автоматами» все еще печальнее: если, скажем, залипли детали гидротрансформатора или клапаны гидроблока, без «вскрытия» АКП не обойтись. Наконец, поскольку в моторе, который столько простоял, «задубели» все сальники, коробку все равно придется снимать для замены заднего сальника. Заодно, чтобы по дороге не потерять выхлопную трубу, стоит установить новые «резинки» для ее подвешивания.

Кстати, еще раз про тормоза – если кто-то перед длительным простоем «предусмотрительно» затянул стояночный тормоз (10 лет назад), скорее всего оно уже не разблокируется: тросы почти гарантированно «прикипели». А если же «стоп-кран» не затянут – не проверяйте его исправность: оборвется трос, или задние механизмы, которые долго ждали этого момента, заблокируют колесо и уже не отпустят его обратно. А снимать зажатый колодками барабан - это еще та забава.

Все элементы подвески, в которых есть резиновые детали подлежат замене, а те, что имеют шарнирные или вращающиеся соединения, требуют промывки и смазки новым маслом (разумеется, если они разборные). В противном случае их тоже следует заменить. Новые пыльники приводных шарниров и рулевого механизма, резиновая муфта карданного вала (если он есть), подушки двигателя (резиновые), амортизаторов, новые тормозные цилиндры – все это тоже следует добавить в список покупок.

А еще, после длительного стояния в одном положении под нагрузкой, шины, даже если они без трещин и держат воздух, вряд ли смогут служить безопасно. Во-первых, они уже деформированы, поэтому будут ехать, как квадратные. Во-вторых, резина теряет свои свойства со временем. Колесо, которое на вид как новое, на скорости может разорваться на куски, - что, по известным причинам, весьма нежелательно.

Перед первой поездкой следует проконтролировать герметичность топливопроводов, тормозных магистралей, систему выпуска отработавших газов, исправность внешних световых приборов. Чтобы позднее не возвращаться к ремонтам, стоит смазать все, до чего только можно добраться – от подшипников на двигателе до дверных петель и стеклоподъемников. Неплохой перечень работ, как для 10-летней машины с пробегом в несколько тысяч километров. Но разве настоящего автолюбителя это может напугать?

«Капсула времени» - 10 и более лет без движения

-5

Традиционно, ко всему, что было сказано ранее, добавляем новые пункты: для «капсул времени», в основном, они будут касаться косметики (лакокрасочного покрытия кузова и самого кузова). Все что можно открутить – не проблема, а вот когда дело доходит до сварочных работ, расшивки салона, а потом и до малярки – тогда уже точно надо быть уверенным, что покупка стоит потраченных средств и времени.

Автомобиль сконструирован так, чтобы дождь или брызги воды не попадали внутрь, а если куда-то вода и попадет, то предусмотрены пути для ее выхода. Также конструкторы рассчитывают на то, что в движении машина обдувается потоками воздуха, а в салоне работает вентиляция. Если эти условия не выполняются, влага из воздуха конденсируется на металлических частях, в закрытых полостях кузова, и там остается. Что приводит к появлению значительно большей коррозии у «стоячих» авто, чем у тех, которые эксплуатируются регулярно.

Если машина стояла в гараже – полбеды, если же на открытом пространстве – перечень косметических проблем может ощутимо вырасти: трещины на пластиковых панелях, «выгоревшая» обивка сидений, уничтоженные временем дверные уплотнители. В двух словах: кроме замены всего, что можно открутить или отцепить, следует готовиться к сварочным и малярным работам.

Если это спорткар, который есть шансы продать коллекционерам за немалые деньги, или же автомобиль вашей мечты – тогда все может иметь смысл. Если же приступить к реанимации «жигуля», силы и деньги, потраченные на возвращение ее к жизни, себя не оправдают.

Итак, малый пробег хорош только тогда, когда машина не простояла слишком долго. В противном случае придется пройти довольно долгий и недешевый путь, чтобы «поставить на колеса» то, что проехало лишь несколько тысяч километров, а дальше просто стояло, дожидаясь своего времени.

Парадокс, но «ездовая» машина с точки зрения повседневной эксплуатации - потенциально лучшая покупка, чем «гаражная консерва». Понятное дело, кроме тех ситуаций, когда речь идет о коллекционных экземплярах или автомобилях, по определенным причинам составляющих крайне высокую ценность для покупателя.

Авто
5,66 млн интересуются