Найти в Дзене
Артём Цогоев

КАК ЗАРАБОТАТЬ НА КРИЗИСЕ?

27 марта 2020 года

Пример 🆔3️⃣

Уже сегодня в моем телеграм-канале можно ознакомиться с историей смелой сделки крупного американского фонда прямых инвестиций под руководством потомка выходцев из России с компанией Whole Foods Market, крупнейшим торговцем продовольственных товаров для хипстеров и фитоняшек в США (органические продукты и всё такое).

Эта и другие истории успеха в кризис есть здесь (✅подписывайтесь!): https://t.me/atsogoev

Утром в середине октября 2008 года Джонатан Соколов управляющий партнёр инвестиционной компании Leonard Green & Partners (LGP) находился в своем офисе в Лос-Анджелесе, когда у него состоялся конференц-звонок с совладельцем и генеральным директоом Whole Foods Market (WFM) Джоном Мэки. Разговор был коротким, но в ходе разговора была сказана ключевая фраза: «У вас (LGP) может появится возможность помочь WFM».

Leonard Green & Partners с 80-х годов XX века занималась прямыми инвестициями в компании потребительского сектора, IT и розничной торговли: J. Crew, Neiman Marcus, Topshop и многих других. Джонатан Соколов до того как стать партнёром LGP работал директорам по корпоративным финансам в компании короля мусорных облигаций Америки Майкла Милкена Drexel Burnham Lambert.

Что же касается WFM, то это была развивающаяся сеть супермаркетов, специализирующаяся на экологически чистых органических продуктах. Компания полностью соответствовала инвестиционным параметрам фирмы: она была лидером в своей рыночной нише и все еще находилась на ранней стадии роста. Джон Мэки был ее основателем, развивал бизнес с 1978 года, превратил один магазин в довольно крупную сеть магазинов, а в 2003 году был признан предпринимателем года по версии EY. Нужно отметить, что Джон Мэки неплохо разбирался с инвестициях и финансах, т.к. один магазин был превращен в сеть за счёт непрерывных сделок слияний и поглощений - WFM покупала отдельные магазины и небольшие сети.

Осенью 2008 года продуктовые магазины WFM столкнулись с надвигающимся кризисом. Компания в финансовом плане страдала от существенного замедления экономики и была «обескровлена» дорогостоящим приобретением своего конкурента Wild Oats в 2007 году. Инвесторы ликвидировали позиции по акциям WFM, что привело к существенному понижению стоимости компании, почти на 80%. Покупатели, которые когда-то платили за мраморную говядину, рукколу и экзотические фрукты, теперь покупали продукты в дискаунтерах.

В связи с ухудшением бизнеса WFM и спадом экономики в США Мэки решил, что компании нужно привлекать деньги от внешних инвесторов. Помимо этого WFM нужна была сделка с каким-нибудь инвестором для демонстрации получения «вотума доверия».

На следующий день после звонка Соколов и его коллеги из LGP вылетели в город Остин (Техас). В тот же вечер за обедом в штаб-квартире WFM с руководством компании они обсудили возможные инвестиции. Об этом обеде у Соколова остались забавные воспоминания: «Я точно не помню, что мы ели, но это была очень полезная еда. Для обеих сторон.».

Инвестиционные менеджеры из LGP поняли, что им необходимо действовать быстро. Сделка представлялась им многообещающей. Промедление на бурном фоне событий 2008 года могло привести к негативным изменениям ситуации в WFM и, как следствие, к разрушению сделки. Одновременно у LGP не было эксклюзива, WFM вполне могла попытаться выйти на переговоры с другими фондами прямых инвестиций типа KKR или Blackstone.

Вернувшись в Лос-Анджелес, команда LGP изучила финансовые показатели компании; они также посетили несколько магазинов компании и распределительные центры WFM в Беверли-Хиллз и Западном Голливуде. Несколько дней спустя Соколов отправил по электронной почте LOI (письмо о заинтересованности) Мэки.

5 ноября 2008 года WFM объявила о сделке. LGP вложила 425 млн. долл., фактически получив 17% долю в компании. Соколов и его коллега Джонатан А. Сейффер заняли места на доске. Уолтер Робб, главный исполнительный директор WFM, спустя несколько лет комментировал эту сделку так: «LGP сделали смелый шаг, когда все остальные паниковали, их инвестиции позволили нам сосредоточиться на восстановлении нашего бизнеса».

Когда США погрузилась в бездну экономического спада в 2009, фирма г-на Соколова ожидала, что WFM будет находится в состоянии восстановления и борьбы за выживание, по крайней мере, несколько лет. В первые месяцы 2009 года цены на акции WFM упали на фоне плохих квартальных результатов. Но ко второй половине года положение дел изменилось. Компания, ранее известная своими высокими ценами, принесшими ей прозвище «целая зарплата» (тут игра слов whole - англ. целый, полный), сократила текущие расходы и предложила множество товаров со скидкой. И покупатели это оценили. Оказалось, что докризисная популярность органической капусты и киноа была не просто увлечением, она оказалась долгосрочным трендом.

Акции WFM выросли, а LPG начала фиксировать прибыль, методично продавая свою долю акций. В 2012 году, когда акции WFM торговались более чем на 800% дороже, чем в 2008 году, LPG вышли из капитала WFM полностью, продав последние акции. В общей сложности LPG и ее инвесторы заработали около 1.7 млрд. долл., более чем в пять раз превысив свои начальные инвестиции.

Акции Whole Foods Market продолжали расти на фоне быстрого роста компании. В июне 2017 года интернет компания Amazon бывшего букиниста Джеффа Безоса приобрела компанию Whole Foods Market за 13.7 млрд. долл.