Сегодня социальным предпринимательством занято не более 1% от общего числа российских бизнесменов. Свою незаинтересованность этим видом бизнеса они объясняют неотрегулированностью законодательной базы и его слабой поддержкой на федеральном уровне. Интересно, что те коммерсанты, которые сделали ставку на участие в социальном предпринимательстве, в подавляющем большинстве женщины.
В СССР существовала целая система социальной адаптации граждан, попавших в сложную жизненную ситуацию по возрасту, состоянию здоровья, особенностям своего развития. Считалось, что увечные и не способные полноценно работать люди не должны чувствовать своей ненужности. Для них необходимо создавать особые условия труда в соответствии с их возможностями, чтобы люди ощущали себя востребованными для страны. Их умения и навыки использовались для создания определенных продуктов.
К примеру, Всероссийское общество слепых (ВОС) было основано еще в 1925 году. Оно работало под девизом «Равные права — равные возможности», а своей основной задачей ставило предоставление своим членам возможности вести достойную жизнь и быть полезными обществу и государству.
К началу 90-х годов все без исключения предприятия ВОС работали рентабельно, выпуская автомобильные компоненты, трикотаж, игрушки, металлоизделия, электромеханические товары, изделия из бумаги и картона и пр. ВОС и по сей день входит в Ассоциацию производителей электронной аппаратуры и приборов, а в составе организации числятся свыше 200 тыс. человек.
Сегодня времена изменились, и социальная адаптация переместилась в коммерческую сферу. Нынешний социальный предприниматель — это субъект малого или среднего бизнеса, формирующий особую бизнес-модель. Она должна быть направлена не только на достижение коммерческого успеха, но и на помощь социально уязвимым и малоимущим гражданам, на решение значимых общественных задач. Это может быть производство продукции или предоставление услуг, создание льготных рабочих мест, защита экологии.
По мнению эксперта Рубена Варданяна, от работающего в этой сфере бизнесмена требуется особое видение пустующих и проваленных ниш на рынке, умение сосредоточить ресурсы и силы для достижения цели, способность действовать нестандартно в сложных ситуациях. Общественно значимые проекты в большинстве своем долгосрочные, и от умения стратегически мыслить, в какой-то мере предсказывать будущее зависит успех предприятия.
В настоящее время уже существующие практики социального предпринимательства больше похожи на более или менее стабильно работающие гуманитарные миссии. Бизнесмены открывают магазины с максимальными скидками на товары первой необходимости, кафе и столовые для бесплатного питания, социальные фитнес-клубы с профессиональными тренерами, организуют курсы переобучения профессиям для людей с ограниченными возможностями, выездные мини-ателье и парикмахерские для тех, кому сложно выходить из дома, производство и установку устройств альтернативной энергетики для развития удаленных регионов, открываются новые клининговые организации, пансионаты для тяжелобольных и престарелых, социальные компании, предоставляющие услуги нянечек и сиделок. Ряд компаний занимаются беспроцентным микрокредитованием для малоимущих.
С начала 2010-х годов в России возникают центры инноваций в социальной сфере (ЦИСС), в рамках которых ведется обучение методам социального предпринимательства и осуществляется поддержка существующих проектов.
В числе участвующих в социальном предпринимательстве есть и крупные холдинги. К примеру, НК «ЛУКОЙЛ» совместно с фондом «Наше будущее» запустили конкурс под названием «Больше, чем покупка!». Его победители смогли реализовать свои бизнес-идеи, а их продукция (валенки, войлочные сумки, полотенца, подушки-трансформеры) продавалась на всех автозаправочных станциях розничной сети «ЛУКОЙЛ». Весь ассортимент имел специальную наклейку.
В ярославском Рыбинске был запущен проект «Веселый войлок», где рабочие места получили многодетные матери и члены малообеспеченных семей, что позволило им работать в том числе и дома.
Неподалеку от Екатеринбурга Гюзель и Равиль Санжаповы открыли уникальную фабрику по производству крем-меда, привлекая к работе местных пожилых жителей. Фермерский кооператив LavkaLavka создал интернет-портал, благодаря которому производители сельхозпродукции из отдаленных хуторов могут найти желающих купить у них свежую еду без антибиотиков и пестицидов. Заказ делается через Сеть, а продукты доставляются на дом покупателю.
Екатерина Матанцева создала проект «МИ&КО», в рамках которого производятся экологически чистые моющие средства и косметика. В 2012 году Екатерина стала победителем в конкурсе «Социальный предприниматель-2012».
В подмосковном Долгопрудном появился детский оздоровительный центр «Здравствуй», в котором проводится профессиональная подготовка детей с заболеваниями ЦНС. Особенным детям предоставляется скидка от 50% до 100% на все услуги. Также в данном центре проводят семинары и тренинги по воспитанию детей.
При этом до 70% социальных предпринимателей составляют представители прекрасного пола в возрасте от 30 до 60 лет. Подобных примеров довольно много, но пока они не составляют единой системы, а появляются в различных регионах достаточно спорадически.
Причиной низкой популярности социального предпринимательства в России сами бизнесмены называют общую несформированность класса традиционных предпринимателей, из числа которых впоследствии должны выделиться представители социального бизнеса, недостаточную информированность и слабую проработку теоретической базы.
Лишь 26 июля 2019 года в России вступил в силу закон № 245-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» в части закрепления понятий «социальное предпринимательство», «социальное предприятие». До этого у самих бизнесменов четкого понимания рынка соцуслуг не было.
С появлением этого закона структурируются и меры поддержки социального предпринимательства. Теперь бизнесмены могут претендовать на безвозмездные субсидии на осуществление проектов общественно значимого бизнеса в рамках Федеральной программы поддержки малого и среднего предпринимательства. Максимум, сколько может получить предприниматель, — 1,5 млн рублей. Однако бизнесмен должен победить в конкурсе и вложить в проект не меньше 15% от предоставляемых средств.
Поддержку социальным предпринимателям готов оказать ряд фондов: Фонд поддержки социальных проектов (бесплатное обучение, консультации успешных бизнесменов и помощь в получении финансовых льгот), Фонд региональных социальных программ «Наше будущее» (гериатрия, поиск работы, экология и социальный туризм, выпуск социально значимой продукции, развитие и досуг детей) и другие.
Поддержку начинающим социальным бизнесменам оказывают не только госструктуры, но и крупные предприятия. Варианты такой помощи: консалтинговые услуги на безвозмездной основе, юридическое сопровождение, предоставление помещений. Сами же корпорации продвигают социальную помощь для собственных сотрудников. Это организация досуга, устройство малышей в детсады, выделение путевок в санатории и летние лагеря.
Предполагается, что участие в подобных проектах позволит бизнесу не только реализовать свои гуманитарные начинания, но и неплохо заработать за счет льготных кредитов и субсидий.