Карл Бурбонский, который возглавлял Неаполитанское королевство с 1734 по 1759 год, был, пожалуй, самым знаменитым неаполитанским королем. При нем реконструировали и расширили Королевский дворец в центре Неаполя, построили театр Сан-Карло, возвели загородные королевские дворцы в Портичи, в Казерте и на холме Каподимонте. И это только самые большие архитектурные сооружения из многих, построенных в то время. Неаполь стал одним из красивейших городов Европы.
Про Королевский дворец и театр Сан-Карло, а также про неаполитанских королей я уже рассказывала на своем канале. Про дворец и парк в Казерте еще напишу. Сегодня расскажу о королевском дворце Каподимонте.
В 1738 году загородный дворец в Портичи уже не вмещал огромный королевский двор, поэтому Карл решил построить еще один загородный дворец на холме Каподимонте, что в трех с половиной километрах от моря.
Этот портрет Карла Бурбонского выставлен сейчас во дворце Каподимонте. Про лежащего под столом расскажу в этой статье попозже.
Кроме королевских апартаментов, Карл хотел разместить во дворце бесценную художественную коллекцию, доставшуюся ему по наследству от матери, Изабеллы Фарнезе. Изабелла осталась единственной наследницей несметных богатств Фарнезе, когда пресеклась мужская линия этого рода. Греко-римские скульптуры и картины самых знаменитых европейских художников начал собирать в XVI веке еще Алессандро Фарнезе, который с 1534 по 1549 годы занимал папский престол под именем Павла III. Его потомки продолжили пополнять собрание. Сейчас в музее Каподимонте выставлены картины из коллекции Фарнезе, в частности, портреты основателя коллекции и его бюст.
Первый камень заложили в 1738 году. Строительством дворца руководил военный инженер Джованни Антонио Медрано, тот самый, который строил театр Сан-Карло. Возводить дворец было непросто. Не хватало воды. На лесистый холм Каподимонте не было проложено прямой дороги. Работы застопорились. Туда и сейчас добраться не так-то просто, метро туда не идет. Приходится еще ехать от метро на автобусе.
В 1742 году работы продолжил архитектор Фердинандо Санфеличе (который вместе с Луиджи Ванвителли также занимался расширением Королевского дворца в центре Неаполя). Параллельно со строительством дворца рядом возводились фабрики, в частности, фарфоровая фабрика, открытая в 1743 году.
В 1758 году во дворцовые картинные галереи передали первые картины.
А в 1759 году Карл Бурбонский унаследовал испанский трон и уехал королевствовать в Мадрид. При этом, чтобы сохранить секрет производства фарфора, он велел уничтожить фарфоровую фабрику вместе с печами, а всех рабочих увез с собой в Испанию.
С тех пор во дворце сохранился выполненный на этой фабрике фарфоровый будуар королевы Марии Амалии Саксонской, жены Карла Бурбонского. (Правда, изначально он был во дворце в Портичи, во дворец Каподимонте его перенесли уже позже.) В испанских королевских дворцах в Аранхуэсе и в Мадриде вывезенные из Неаполя мастера создали подобные фарфоровые кабинеты.
Будуар отделан белыми фарфоровыми панелями, декорированными в стиле средневекового китайского искусства, который тогда вошел в моду вслед за увлечением китайским фарфором.
После отъезда Карла Бурбонского в Испанию, неаполитанский трон перешел его сыну, Фердинанду Бурбонскому.
При нем работы по достройке дворца замедлились, потому что Фердинанд больше внимания уделял дворцу в Казерте, да и для художественной коллекции выбрали уже другое здание, то, где сейчас размещается Археологический музей.
Тем не менее, под руководством архитектора Фердинандо Фуга в 1765 году центральное крыло было завершено, а в конце XVIII века и фарфоровый завод был восстановлен. Кроме того, во дворце была открыта реставрационная лаборатория. Любопытно, что подобная лаборатория есть и сейчас. Нам довелось наблюдать, как сканировали картину Рафаэля.
Во время наполеоновской оккупации Фердинанд бежал на Сицилию под защиту английского флота. На корабле адмирала Нельсона он вывез с собой наиболее ценную часть художественной коллекции.
В течение десяти лет дворец был резиденцией сначала Жозефе Бонапарта, а потом Иоахима Мюрата. Французы от города до дворца Каподимонте построили прямую улицу Корсо-Наполеоне, которая теперь называется частично Санта Тереза дельи Скальци, а частично Корсо Амедео ди Савойя. После восстановления династии Бурбонов в Неаполе в 1816 году король Фердинанд продолжил достраивать дворец. Его наследники пополняли коллекцию художественных ценностей.
Окончательно достроили дворец в 1838 году, хотя некоторые изменения происходили и позже. В 1957 году во дворце был открыт музей. Его полное название теперь – Национальные музей и галереи Каподимонте.
Сейчас здесь, как и много лет назад, кроме выставки художественных ценностей, есть и королевские апартаменты. Мы были во дворце в середине января 2020 года. В это время проводилась своеобразная выставка на тему музыки, театра и фарфора, поэтому апартаменты были заполнены куклами-манекенами, одетыми в старинные театральные одежды. Видимо, таким образом музейное руководство пытается привлечь молодежь. Правда, при нас в залах все равно было значительно больше манекенов, чем людей.
В банкетном зале выставлена позолоченная мебель XIX века. На стенах висят портреты королевских семей, в частности, портрет семьи Франциска I, наследника Фердинанда Бурбонского.
Большой бальный зал заполнили клоны Пульчинеллы – персонажа итальянской комедии масок. На экране периодически показывали фильм об этом легендарном неаполитанском весельчаке.
Кроме картин и скульптур в залах дворца выставлено много фарфоровой посуды производства разных фабрик со всего мира.
Есть несколько залов с оружием.
Ну и самое главное, для чего Карл Бурбонский строил дворец Каподимонте – картины из бесценной коллекции Фарнезе. Вот лишь некоторые из них:
В коллекции Фарнезе много картин Тициана, большая их часть выставлена в отдельном зале.
Вот некоторые из них поближе:
В начале 2019 года в Москву, в Пушкинский музей, привозили 3 картины из музея Каподимонте. Я писала о той выставке на своем канале. Хотели еще раз посмотреть на те картины, но их не было «дома». На сей раз их увезли на выставку в США.
Зато во дворце Каподимонте при нас «гостила» Летиция Бонапарт, скульптура матери Наполеона Бонапарта работы Кановы. Сюда ее привезли из нашего питерского Эрмитажа на реставрацию.
На нашем канале есть еще рассказы про художественные музеи.
Рассказ об Археологическом музее Неаполя:
Список всех статей про наше неаполитанское путешествие здесь.
Все фотографии от января 2020 года из семейного архива.