Когда мы в январе этого года были в Неаполе, решили сходить на экскурсию в знаменитый оперный театр Сан-Карло.
Театр Сан-Карло – один из старейших оперных театров в Европе и мире, действующих до сих пор. Он был построен в 1737 году. Для сравнения: театр Ла Скала появился в 1778 году, петербургский Большой театр построили в 1783 году (просуществовал до 1886 года), московский Большой театр был построен в 1856 году (а его предшественник, Петровский театр, построили в 1789 году).
Театр Сан-Карло строили по распоряжению неаполитанского короля Карла Бурбонского. Открыли театр 4 ноября 1737 года, в день именин короля, и назвали в честь его святого покровителя – Святого Карла (день памяти святого приходится на 4 ноября).
Театр Сан-Карло стал образцом для последующих европейских театров. Архитектором был Джованни Антонио Медрано, который до этого служил полковником в королевской армии. Возможно, поэтому стены театра получились как у крепости, толстыми и прочными, что помогло им выстоять во время бомбардировки 1943 года.
Театр пережил несколько реконструкций. После пожара 1816 года он был восстановлен за девять месяцев по проекту архитектора Антонио Николини.
За все время существования театра был пропущен только один полный театральный сезон, и произошло это не из-за ремонта или пожара. После объединения Италии в 1861 году Неаполь уже не был столицей, и Сан-Карло уступил свою былую славу миланскому театру Ла Скала. Сборы от постановок стали падать, и в 1874 году театр Сан-Карло на целый год закрылся. Восстановлению роли великого театра способствовали великие композиторы, в частности Джакомо Пуччини.
После Второй мировой войны театр Сан-Карло отрылся первым из всех театров Италии.
Сан-Карло примыкает к Королевскому дворцу. Карл Бурбонский потребовал построить театр так, чтобы ему можно было попасть в свою ложу, не выходя на улицу.
Это была не единственная причуда короля. Другая особенность театра – зеркала в ложах.
Зеркала висят наклонно, так, чтобы было хорошо видно королевскую ложу. Дело в том, что ни один зритель не мог аплодировать раньше короля. Если не было короля, то право «первых аплодисментов» принадлежало королеве, затем принцам. Поэтому зеркало служило для наблюдения за монаршими зрителями.
В те времена в театре проходила вся светская жизнь. Там решались важные дела и заключались сделки. Ложи выкупались богатыми людьми, они были частной собственностью, и мебель в них тоже. Во время представления можно было заснуть в своей ложе, можно было есть, опустить занавеску, но только не аплодировать раньше королевских особ.
Кстати, верхнюю одежду и сейчас снимают в ложе, для этого на стене имеется вешалка.
Конечно, после многочисленных реконструкций зал изменился. В частности, во времена Бурбонов он был в синих тонах, а сейчас в красных.
Ложи расположены на шести ярусах.
Оркестровая яма появилась только в 1872 году. Когда мы были в театре на экскурсии, то оркестровой ямы было не видно. Она устроена так, что передняя часть сцены опускается, превращаясь в яму. При нас эта часть сцены была поднята до уровня основной сцены.
Над сценой установлены декоративные часы, на которых сирена искусств пытается сдержать время, как бы заявляя, что «у искусства нет времени».
На огромном потолочном плафоне площадью 500 квадратных метров изображен Аполлон, представляющий Минерве величайших поэтов, среди которых Данте и Гомер.
Потолок театра был поднят при реставрации в 1816 году, что позволило еще улучшить акустику зала, которая и изначально была практически идеальной. Театр всегда славится своей великолепной акустикой, одинаковой во частях зрительного зала.
При реставрации 2009 года создали новую систему кондиционирования. Поток свежего воздуха подается через отверстие, расположенное под каждым креслом.
При том, что зрительный зал производит потрясающее впечатление, фойе и коридоры театра довольно скромные.
Театр Сан-Карло известен благодаря великим композиторам. С 1815 по 1822 год музыкальным руководителем театра был Джоаккино Россини, после него до 1838 года эту должность занимал Гаэтано Доницетти.
Подробности об истории театра, певцах, композиторах, оперных и балетных постановках можно узнать на официальном сайте театра, там же афиша и цены на билеты.
Список всех статей про наше неаполитанское путешествие здесь.
Все фотографии из семейного архива.