Найти в Дзене
ПАНТОГРАФ

ЛиАЗ-6212: первый российский серийный автобус-гармошка

Оглавление

ЛиАЗ-6212 — городской автобус повышенной вместимости с высоким полом. Выпускался на Ликинском автобусном заводе с 2002 года. Предназначен для больших городов с интенсивным пассажиропотоком. На сегодняшний день выпущено почти 2 тыс. экземпляров этих машин, которые осуществляют перевозки пассажиров в России, Украине, Румынии, Сербии и даже на Кубе.

Автобус был создан на базе модели ЛиАЗ-5256, первые образцы сочлененных машин на базе которого, модель СВАРЗ-6240 и ЯАЗ-6211, были собраны еще в далеких 1993 г. и 1996 г. соответственно. Двигатели в этих машинах были расположены горизонтально под полом салона. Модель с задним расположением мотора ЛиАЗ-6220 в серию не пошла.

     ЛиАЗ-6212.70 в Великом Новгороде. Фото: N53 ©
ЛиАЗ-6212.70 в Великом Новгороде. Фото: N53 ©

Новый автобус получил индекс ЛиАЗ-6212.00. Её отличал дизельный двигатель Caterpillar-3126 мощностью 300 л. с. Заводская нумерация новых машин пошла вновь с единицы, т. е. в новой нумерации машина середины 90-х годов учтена не была. Таким образом, 2 опытных жёлто-серых автобуса получили заводские номера 1 и 2 (последний из них был представлен на Московском Автосалоне на Красной Пресне в 2002 году).

Два экспериментальных автобуса имели стандартный внешний вид (как у большинства ЛиАЗ-5256), но вот кабина была немного нестандартной: несколько иным было расположение устройств управления и приборов, а перегородка была только непосредственно за водителем. Но таким экстерьеру и интерьеру не суждено было пойти в серию - все последующие машины имели пластиковые наличники на передке и задке, под которыми скрывались квадратные фары. Изменилась и кабина: появилась узкая перегородка, причём вместо форточки для связи с водителем в ней предусмотрели дверь с кассовым окошечком. Всего таких было выпущено четыре машины, и все они были направлены на работу в Москву. При этом 2 из них проходили укомлектовку салона на ЛиАЗе (заводские номера 4 и 5), один из которых поступил в ФАТП, где ему был присвоен номер 08317, а остальным поставили бордовые сиденья на ТМЗ (заводские номера 3 и 6).

     ЛиАЗ-6212.00 в Санкт-Петербурге. Фото из личного архива
ЛиАЗ-6212.00 в Санкт-Петербурге. Фото из личного архива

Все последующие московские автобусы 6212 приходили уже совсем без интерьера и дорабатывались на ТМЗ. На них устанавливалась все та же узкая перегородка и сиденья "Стриж" двух раскрасок: бордовые и песочные. Первые 5 автобусов собирались зимой и не успели пройти полномасштабные заводские испытания, что после породило большую проблему: летом система охлаждения просто не справилась с 300-сильным двигателем, и приходилось ехать на скорости не более, чем 50 км/ч, в противном случае двигатель перегревался и его требовалось заглушить для остывания. Кроме того, ввиду изменившейся компоновки мотор-отсека для ремонта радиатора приходилось вскрывать кузов автобуса. Конечно, проявился и ряд других недостатков, доставшихся по наследству от ЛиАЗ-5256.

     Технические характеристики ЛиАЗ-6212
Технические характеристики ЛиАЗ-6212

Машины комплектуются двигателями Caterpillar-3126 (дизельный) и Cummins-CG-250 (газовый).

Дизельная установка на 7,2 л, созданная в Caterpillar Inc., рассчитана на Евро-3. Она позволяет оптимальное получение мощности даже в самых напряженных режимах работы. Мотор выдает 287-313 л.с. при 2800 об/мин. 6-ти цилиндровый рядный агрегат с турбонаддувом снабжен электронными системами контроля предельной мощности и электронным блоком управления топливной системой. Расход топлива (по паспорту) составляет 25,0 л/100 км.

Автобусы с газовой установкой Cummins-CG-250 специально предназначены для мегаполисов с высокой степенью загазованности. Экологические показатели Cummins-CG-250 соответствует по выхлопу Евро-3. 6-ти цилиндровый агрегат с максимальным крутящим моментом 2400 об/мин выдает 250 л.с. Расход топлива - 23.9 л/100 км.
Обе установки ограничены на максимальную скорость 90 км/ч.

Рулевое управление с гидроусилителем взято от МАЗ-64229: вариант проверенный, отработанный техниками и достаточно изученный, поэтому легкий в ремонте, и запчасти на него всегда в наличии.

На ЛиАЗ-6212 установлена трансмиссия Voith Diva 863/863.3E. Детальной информации, именно по этой модели, найти не удалось, только очень общие технические характеристики. И они весьма интересны: производитель – мировой концерн Voith утверждает, что АКПП созданы непосредственно для автобусов на основе гидромеханической передачи. Переключение осуществляется в зависимости от топографии местности и ускорения автобуса, что сильно влияет на экономию топлива. Агрегат осуществляет переключение по 4 программам. Коробка снабжена массой электроники, которая отслеживает работу трансмиссии и ведет архив данных для ремонта и обслуживания КПП. Агрегат оснащен инновационной охлаждающей системой, способной противостоять высоким температурным режимам при сильных нагрузках. Интервал замены масла - до 180 000 км.

Тормоза пневматические, двухконтурные, укомплектованы системой ABS. Стояночная тормозная система реализована в составе тормозных механизмов среднего и заднего мостов с приводом от тормозных камер с пружинными энергоаккумуляторами. Резервным тормозом является один из контуров основной системы.

     ЛиАЗ-6212.01 в Москве. Фото: Leha ©
ЛиАЗ-6212.01 в Москве. Фото: Leha ©

Несмотря на такие внушительные размеры ЛиАЗ-6212, здесь всего 33 сидячих места. Зато количество возможных пассажиров в несколько раз больше. С учетом стоящих мест машина способна вместить более 177 человек.

Для того чтобы пассажиры смогли заходить и выходить без затруднений, четыре двери функционируют на пневматическом приводе, а еще здесь есть металлические поручни. Сидения пластиковые, они с вставками из ткани. Хоть ремней безопасности нет, зато во всем салоне есть плафоны освещения. Что любопытно, проветривание машины предусмотрено. Однако эта функция осуществляется естественным путем: через форточки. Минусом лишь является отсутствие кондиционера. Но есть качественный отопитель, поэтому к суровой русской зиме автобус полностью готов.

     Салон ЛиАЗ-6212.00. Фото: Саныч ©
Салон ЛиАЗ-6212.00. Фото: Саныч ©

Остановимся подробнее на месте водителя. Рычага для переключения передач, к сожалению, нет. Сидение имеет пневмоподвеску, но отсутствуют боковые поддержки. Благодаря высокой посадке, для шофера открывается хороший обзор на дорогу. Что касается электрического подогрева зеркал заднего вида, то эта функция есть.

Также у водителя имеется своя шторка для защиты от солнца. От салона с пассажирами кабина водителя отделена перегородкой, но при этом присутствует окошко для продажи билетов. Пол сделан из фанеры, так как этот материал отличается высокой износостойкостью.

     Рабочее место водителя. Фото: emercome19 ©
Рабочее место водителя. Фото: emercome19 ©

Модификации

  • ЛиАЗ-6212.00 — базовая модификация, оснащался двигателем Caterpillar-3126Е и коробкой передач Voith Diwa 863/863.3E или Allison T-270 R.Выпускалась в 2003–2009 годах, всего выпущено в количестве 1161 единиц.
  • ЛиАЗ-6212.01 — в отличие от базового 6212.00 имеет компоновку салона на 31 сидячее место, вместо 33. Также другое расположение кнопок на приборной панели и поручней.
  • ЛиАЗ-6212.40 — экспериментальная модификация с двигателем КамАЗ-740.53-290. Всего выпущена одна машина, которая стоит в зале экспериментальной продукции на заводе-изготовителе.
  • ЛиАЗ-6212.54 — модификация с двигателем Cummins-ISLe310.41 для Тольятти. Последняя партия модели 6212, которую выпустил завод.
  • ЛиАЗ-6212.70 — модификация с газовым двигателем Cummins-CGe280.30, имеет эко-стандарт Euro-4.

Экспорт на Кубу

Автобусы, которые экспортировались на Кубу с 2007 по 2008 года, имеют:

  • форточки во всех окнах для большего комфорта пассажиров, так как климат на Кубе — тропический
  • нестандартные передние фары по типу тех, которые ставили на междугородние модификации ЛиАЗ-5256.23 и ЛиАЗ-5256.33
  • на некоторых машинах имеются заводские таблички на испанском языке

Всего на Кубу было экспортировано 50 автобусов модели ЛиАЗ-6212.00.

"ПАНТОГРАФ", статья предоставлена для публикации Николаем Кармаевским, использованы материалы: Википедия, сайт promplace.ru, сайт naperevoz.ru, сайт «Автобусный транспорт».

Другие материалы канала на тему транспорта

«Лицо» автобусных парков больших городов в 80х-90х. "Ikarus-280"

ПАЗ-5272. Конкурент ЛиАЗ-5256, продержавшийся всего четыре года

Самый популярный импортный автобус междугороднего класса.

-7