Новые автомобили подорожают на 15%, если курс рубля не стабилизируется в ближайшее время на приемлемом для иностранных брендов уровне, прогнозируют эксперты
Обвал стоимости нефти и курса рубля в понедельник, 9 марта, вызвал смятение среди работающих в России автопроизводителей. Текущие цены на новые автомобили, позволяющие работать без убытков, были основаны на гораздо более благоприятных прогнозах. Теперь же, когда курс российской валюты обвалился до 75 руб. за доллар и до 85 руб. за евро, риск работы в убыток для зависящих от иностранных компонентов автоконцернов существенно увеличился.
Опрошенные представители ведущих автокомпаний расходятся во мнениях о том, как быстро и насколько ощутимо текущая волатильность на финансовом рынке и пикирующий курс рубля отразятся на стоимости продаваемых в России машин. Однако сходятся в том, что очередных изменений цен просто не избежать.
Что говорят сами автопроизводители
«Текущая ситуация приведет к тому, что цены взлетят, рынок рухнет, ряд запланированных запусков просто отменят на неопределенный срок. Пару дней мы готовы подождать, но потом начнем реагировать. Если вы планировали покупку — лучше поторопиться. Рынок ждет многоступенчатое повышение цен», — заявил представитель одного из автоконцернов.
Источник также добавил, что при самом худшем сценарии российский авторынок просядет до 1,4 млн автомобилей в 2020 году (прогноз комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса — 1,72 млн автомобилей).
«Поскольку понедельник в России — выходной день, то ситуация станет более понятной к вечеру вторника. Все автокомпании ждут, когда курс рубля стабилизируется уже на новой отметке», — добавил представитель другой крупной автомобильной марки.
Изменение цен во многом будет зависеть от стратегии автопроизводителей, пояснили еще в одной из локализовавших производство в России компаний.
«Никто не будет быстро реагировать и суетиться — можно вспомнить опыт прошлых кризисов. Не было такого, чтобы ценники переписывали уже на следующий день, — объяснил собеседник. — Поставки машинокомплектов, компонентов, которые сейчас находятся на пути в Россию, уже оплачены, поставки в зависимости от брендов могут занимать несколько месяцев. Поэтому время на то, чтобы подумать, у нас есть. Дальше все будет зависеть от стратегии производителя: кто-то будет готов повысить цены и при этом потерять долю рынка, кто-то будет ждать и действовать более осторожно. Компании будут заново планировать свои стратегии и принимать решения, только когда возникнет точка равновесия и получится строить хотя бы среднесрочные прогнозы на российском рынке».
В компании Nissan официально заявили, что не будут принимать скоропалительных решений. «Будем смотреть за рынком. В случае дальнейшего роста бивалютной корзины и подъема цен конкурентами мы не исключаем возможности повышения цен», — отметили в пресс-службе бренда.
Как могут измениться цены?
Глава Ассоциации российских автомобильных дилеров (РОАД) Олег Мосеев уверен: если просевший курс рубля зафиксируется на новом уровне на длительный срок, все автокомпании будут вынуждены пересчитать цены и привести их в соответствие с новыми реалиями. По его словам, у большинства производителей при определении текущих цен был заложен курс около 65 руб. за доллар и порядка 70–72 руб. за евро.