Машинисты метро – люди профессиональные. Но они тоже – люди. Поэтому должны время от времени питаться, отдыхать и делать прочие вещи, которые обычным офисным работникам доступны, а машинистам – нет.
Как-то в социальных сетях вентилировался вопрос: мол, а не придумали ли в метро пускать вагоны-рестораны? Если говорить серьезно, то такие вагоны больше всего подошли бы для самих работников метро, прежде всего тех же машинистов.
Пресс-служба Петербургского метрополитена отвечает: нет, ребята, вагонов-ресторанов, как и спальных купе, в метро нет.
Но это, конечно, не значит, что на машинистов махнули рукой. Им создали все условия для отдыха и решения физиологических вопросов, просто в специфическом варианте.
Так, машинист, заканчивающий смену вместе с финалом работы метро, сначала пригоняет состав в депо, а потом идет отдыхать. Чаще всего, если этот человек работает и завтра, то домой высыпаться он не идет.
Во-первых, ночью, как пел Высоцкий и по смыслу мы сказали только что, «метро закрыто, в такси не содют».
Во-вторых, для поездки домой и потом утром обратно на работу времени просто не остается. Метрополитены у нас строят в больших городах. А там, сами понимаете, расстояния между городскими районами большие.
Таким образом, машинисту гораздо проще переночевать «не отходя от кассы», т. е. от депо. И это предусмотрено работодателем: на каких-то станциях оборудованы комнаты отдыха для работников, а на каких-то есть и специальные квартиры, которые метрополитен снимает для своих сотрудников.
В этих комнатах отдыха / съемных служебных квартирах есть кухоньки с плитами, микроволновками и холодильниками, а также полотенца и постельное белье. Если повезет – имеется и душевая кабина.
Хорошо выспавшись, машинист рано утром завтракает и идет в депо забирать свой состав, чтобы развозить пассажиров и дальше.
Да, кстати, еще машинистов перед сменой врачи проверяют – пульс, давление, то-се. Медпункты есть везде. Обязательно контролируют, не выпил ли товарищ. Так что пассажиры могут не волноваться.
Для обедов на некоторых (хотя не на всех) станциях есть буфеты для работников, но большинство машинистов берут еду с собой из дома.
Некоторые станции можно вообще назвать зонами отдыха с повышенным комфортом. Так, питерский машинист со стажем Аркадий Давыдов в интервью littleone отметил, что кое-где даже есть тренажеры, бассейны и сауны.
А что с прочими удобствами? Например, как машинист во время смены ходит, простите, в…
Это тоже предусмотрено. На рабочую смену выделены обеденный перерыв и 2-3 несколькоминутных перерывов, которые можно назвать санитарной паузой.
А если возникла, так сказать, острая необходимость вне времени этих перерывов? Уже названный Аркадий Давыдов отвечает, что машинист передает по радиосвязи диспетчеру: «"Маршрут такой-то, резерв, пожалуйста". Резерв – это резервный машинист, их несколько на линии».
А вот сотрудник Московского метрополитена Михаил Болучевский в интервью thequestion выражаеся с понятным человеческим юмором: «Прямо на ходу и... Если вагон номерной или "ежик", то дверка открывается – и все».
В 2013 г. СМИ указывали, что на Таганско-Краснопресненской линии Московского метро машинист выпaл из состава как раз вот по этой причине. Двери кабины машиниста запираются на ключ по правилам техники безопасности. В данном случае, когда начали расследовать, она оказалась открыта. Не надо быть Эркюлем Пуаро, чтобы понять, что дверь открыл сам машинист.
А вот зачем?
Одни называют причиной неосторожность.
У Независимого профсоюза Московского метрополитена другая версия. Обычно ведущий состав машинист имеет возможность подмены примерно через 2 часа. В тот период подмены убрали, оставив 1 паузу – и это на протяжении 8-часовой смены. Согласитесь, не oчeнь удобно.
Процитируем Фридриха нашего Ницше: «Человеческое, cлишкoм человеческое». И пожелаем нашим машинистам, чтобы они возили нас безопасно – и были сами здоровы!
п. с. Читайте также мой пост «О чем думают пассажиры метро? Забавные данные опроса...».