Automitrailleuse White
Страна: Франция
Производитель: Charon
Год: 1917
Производство: 1
Шасси: White TBC
Бронирование: 8 мм
Экипаж: 4
Вооружение: Puteaux SA 18, Puteaux SA 18
Размеры: 5450х1950х2500
Боевая масса: 5700 кг Groupes Automitailleuses Autocanons Cavalry,
Двигатель: 3390cm3, 30,5 л.с.
Приближался 1917 год. Союзники считали, что с войной все ясно и готовили бронированный кулак для пролома немецкой обороны. Вот только у французов никак не получалось с бронемашинами. То, что они построили на шасси Пежо и Рено в начале войны, было совершенно недостаточно даже для минимальных требований военных, а все, что разрабатывалось с 1915 по 1917, было или дорого, или плохо, или и дорого и плохо. В кавалерии долго и тщательно выбирали и решили, что наиболее близко к решению подошли разработчики из фирмы Шарон под руководством Сегура (de Ségur) при участии офицера кавалерии Лорфёвра (Lorfeuvre), которые шли шаг за шагом и уже показали военным третью свою бронированную машину на шасси грузового Панара. Но все равно это было не совсем то, что хотелось бы, ну уже хотя бы не совсем в мусорку (в учебные подразделения).
Бронекорпус, который поставили на шасси Панар был неплох: равномерное бронирование, прочный, достаточно устойчивый против пуль и осколков. Но шасси и вооружение было слишком слабым. К де Сегуру и Лорвёвру подключился третий капитан Кастельбайак (Capitaine Castelbajac), директор учебной школы (Centre d’Instruction des Automitauilleuses). По его предложениям была сконструирована новая башня, а в качестве шасси был выбран 2-х тонный White TBC, американского происхождения, который в массовых количествах поставлялся во французскую армию, начиная с 1914 года. Под эти шасси была создана ремонтная база, в войсках с ними умели обращаться и проблем не предвиделось. Конечно удивительно, что имея отличные вездеходные шасси от Латил и Рено и грузовые от Берлие, французская кавалерия выбрала именно американское шасси. Но с другой стороны, именно шасси Уайт стало самым массовым и на восточном и на западном фронтах, было простым и надежным. 30 марта 1917 года военные передали Лорфевру одно шасси для оснащения бронекорпусом и вооружением.
При переоборудовании шасси его оснащали вторым постом управления, устанавливали бронекорпус, башню конструкции Кастельбайака (Castelbajac). От серийных машин прототип отличался деталями, самым заметным было отсутствие броневых крышек на круглых наблюдательных отверстиях для переднего и заднего постов управления в бортах. Обычные шины-пневматики были заменены пулестойкими фирмы Ducasble. Интересно была решена проблема вооружения - в большой и высокой башне одновременно устанавливались и полуавтоматическая пушка Puteaux SA 37mm, и 8-mm пулемет Hotchkiss. Форма башни с вертикальными стенками бортов и скосами спереди и сзади была характерной только для этих машин. Командир и наводчик могли наблюдать через люки в башне и отверстия, прикрытые бронелючками в бортах башни и около оружейных амбразур. Для увеличения боевого отделения бортовые двери были округлой формы, из-за чего выглядели как спонсоны.
Несмотря на то, что машина получилась удачная, массовое производство ее началось только весной 1918 года, что бы оснастить ими все кавалерийские группы к новому наступлению. Всего было заказано 230 машин. Но первые бронированные White TBC были поставлены 10-й Groupes Automitailleuses Auto canons de Cavalerie только 3 октября, 1918 и в самой войне участия не приняли, первое применение в рамках приближенных к боевым было при оккупации Рейнской области.
Источник:
http://aviarmor.net/tww2/armored_cars/france/white.htm
WWI The First Mechanized War Book, AK273 Publisher: AK-Interactive 2014