Как так произошло, что простые фигуры, изображенные на холсте или еще проще-брызги краски попали на стены музеев мира? Почему мы говорим, что это искусство?
Принято считать, что абстракционизм зародился в начале XX века, однако это не совсем точно. Человек изначально был «абстракционистом», об этом свидетельствуют древние объекты, украшенные орнаментом. Можно предположить, что абстрактное появилось раньше, чем реалистическое искусство.
Шло время и абстрактное закрепилось в декоративно-прикладном виде искусства: на тканях, сервизах, сосудах и пр. Однако, в XIX тысячелетии весь мир открыл для себя древние культуры Африки. Художники начали обращаться к этническому, древнему, исходному. Пабло Пикассо и Пол Гоген были одними из ведущих художников, которые распространяли этнические мотивы.
В таком случае почему мы говорим об абстракционизме с XX века? Абстракция, которую художники обнаружили на стенах стала толчком для развития живописного стиля, который окончательно сформировался в XX тысячелетии. Отказ от реалистической живописи, от объекта как такового на холсте формировался не одно десятилетие. Такие попытки предпринимались еще в XIX веке, например Альфонса Алле в 1883 году написал «Первое причастие страдающих анимией девушек в снежную пору», и в 1884 «Уборка урожая помидоров на берегу Красного моря апоплексическими кардиналами».
При этом эти попытки остаются за пределами абстрактной живописи по нескольким причинам. Во-первых художник не окончательно отказывается от объекта, во-вторых он не вкладывает дополнительные смыслы в свою живопись. Это скорее игра слов или шутка, чем прорыв в реалистической живописи.
Отказ от объекта возникает в 1910-е годы параллельно у нескольких художников. Творец старается взглянуть на мир из космоса или наоборот из молекулы, изобразить музыку, атмосферу или отражение цвета от поверхности, при этом не привязываясь к предметности. Так работали Василий Кандинский, Михаил Ларионов, Пит Мондриан, Каземир Малевич и многие-многие другие.
Отказ от объекта для абстракционистов был инструмент демонстрации универсальной модели миропорядка. Реальность, которая базируется на принципах композиции, но открыта новым экспериментам. Абстракционизм уверенно шагнул вместе с человечеством в XX тысячелетие и смог отразить культуру того времени, изменяясь вместе с прогрессом, порождая новые стили, такие как:
*Заголовок не является цитатой какого-либо произведения, это скорее оммаж на работу А.Алле, все совпадения случайны.