Найти тему

“Бомбейский синдром”: случаи, когда врачи умышленно скрывают от пациентов правду.

Есть такое понятие среди врачей — “бомбейский синдром". Возможно, название связано с запутанными родственными отношениями между людьми, как бывает среди индийцев. На практике означает необходимость объяснить что-то родителям или пациентам умышленно неверно, но так, чтобы было очень убедительно. Да, и такое иногда бывает нужно. Потушите возмущение от моих слов и просто прочтите случай из клинической практики педиатра.

Photo by Jonathan Borba on Unsplash
Photo by Jonathan Borba on Unsplash

Приехал в детскую больницу новорожденный с мамой и папой. Причина обращения — желтуха (кожа желтая, а не розовая, бывает при рождении у ребенка, чаще всего проходит сама, иногда требует лечения). Малыша обследуют: берут кровь на анализы, педиатр осматривает ребенка и опрашивает родителей.

Пока ждут результатов анализов, выясняется, что у мамы группа крови нулевка, т. е. первая O(I). У папы вторая A(II). Приходит долгожданный ответ из лаборатории: группа крови ребенка — четвертая AB(IV).

Внимательный читатель, примерно представляющий, как наследуются группы крови, уже немного встрепенулся и мог воскликнуть: “Да быть такого не может!”. Ну и, в общем, встрепенулся по делу: по правилам наследования есть такая закономерность: если хоть у одного из родителя группа крови первая O(I), у них не может родиться ребенок с четвертой AB(IV) группой крови.

Педиатр был толковый, понял, что тут где-то ошибка. И когда получил результаты группы крови ребенка, еще раз подошел к родителям, уточнил их собственные группы крови, снова все совпало, и на словах, и в медицинских документах из родильного дома — у мамы первая группа крови, у папы вторая.

— Доктор, а почему вы это уточняете? Что-то не так? — тревожно спрашивали родители.

На сцену вышел “бомбейский синдром”. Педиатр убедительно, четко и далеко от правды объяснил родителям, что все в порядке, тщательно обходя в разговоре тему групп крови в семье.

Мы исключаем лабораторную ошибку в определении групп крови у мамы, папы и ребенка. И мы исключаем версию рождения путем ЭКО: педиатр уточнил у родителей, они зачали сами, без помощи пинцетов и пробирок, и половые клетки не донорские, а собственные, родные, значит, подмены генетического материала в репродуктивном центре произойти не могло

Остаются такие варианты решения задачки:

  • Папа, на самом деле, не папа. Ну, не родной отец ребенка и об этом не знает. Так бывает.
  • Папа настоящий, но в родильном доме или халатно перепутали детей, или нарочно подменили. Так тоже бывает.

А вот теперь представьте: врач, получив результаты анализов и опросив родителей, берет и говорит: “Вы, папа, — не папа!” или “Ребенок-то не ваш, где вы его взяли?”. Все это разом сваливается на бедных родителей, которые и так уже приехали с новорожденным ребенком в больницу.

Вот что делать врачу в таком случае? Обязан он говорить правду? И существует ли ложь во спасение?