В московском особняке Евфимии Павловны Носовой, памятнике архитектуры 19-го - начала 20-го вв., при жизни хозяйки был устроен художественно-литературный салон. В наши дни здесь находится банк.
Дочь миллионера-промышленника Павла Михайловича Рябушинского родилась в 1881 году. Девочка сначала получала образование дома, затем училась в гимназии. В семье кроме нее было еще 8 сыновей и 5 дочерей. Но, пожалуй, только Евфимия вошла в анналы истории искусств.
Своего будущего мужа, Василия Носова, завиднейшая московская невеста встретила на очередном балу. Молодой человек был очарован красавицей - случилась любовь с первого взгляда.
В начале 20 века они поженились. Надо сказать, что ее муж также принадлежал к московской элите. Василий Васильевич был одним из владельцев крупной суконной фирмы. А в 1912 году стал соучредителем Московского банка.
Переехав в дом к Носовым, своенравная и властная девушка, с твердым, непреклонным характером, сразу же принялась наводить свои порядки. В первую очередь она приказала пристроить к особняку левое крыло, потом здесь появилось водяное отопление. Евфимия Павловна привыкла жить в роскоши и удобствах, поэтому новый дом стал еще более комфортабельным.
Братья Евфимии, Михаил и Степан, имели собственные коллекции российского искусства. Были в их собраниях работы очень достойных авторов. Хороший пример заразителен, поэтому неудивительно, что их сестра рано проявила интерес к искусству. В ее личной коллекции были произведения Кипренского, Венецианова, Рокотова, Боровиковского и других талантливых художников. Евфимия в какой-то момент твердо для себя решила собрать лучшие работы и передать их городу, как сделал в свое время Павел Третьяков. Однако, как отмечал известный театральный критик Юрий Бахрушин, ее меценатские порывы сильно отличались от того, что делали те же Третьяков, Мамонтов и другие коллекционеры.
Она не ставила перед собой задачи содействовать развитию и процветанию русского искусства, а ограничивалась более скромной – прославления себя в искусстве. Сомов и Головин писали ее портреты, Голубкина лепила ее бюст, Серов, Сапунов и Судейкин расписывали стены и плафоны ее особняка...
(из воспоминаний Юрия Алексеевича Бахрушина )
Когда за создание ее портрета взялся художник Константин Сомов, то кажется, что он даже пожалел об этом. Нет, модель ему нравилась, ее черты лица, осанка, манеры и образ в целом. Но какое же это было мучение писать платье, в котором Евфимия Павловна решила себя увековечить. Сомов был в отчаянии, потому что ему пришлось долго и терпеливо изображать все детали. А ведь платье на девушке - не простое, а тоже произведение искусства. Его создавала Надежда Петровна Ламанова, один из самых талантливых русских художников-модельеров. Ее работы всегда были шедеврами, как будто их шили в лучших домах мод Парижа. Цены на платья, конечно, зашкаливали, но оно того стоило. Сегодня этот портрет находится в фондах Третьяковской Галереи.
А в 1914 году портрет Евфимии Носовой написал молодой театральный художник Александр Головин. Эта работа была внушительных размеров: в полный рост да еще и на лошади. Носова и правда была хорошей наездницей и увлекалась верховой ездой. Красивая, статная, элегантная женщина абсолютно гармонично и уверенно смотрится в седле. Этот портрет занял почетное место в парадной столовой особняка Носовых. В наши дни он находится в собрании Государственного исторического музея.
Художник-модернист, график и живописец, Николай Петрович Феофилактов, написал портрет Носовой в 1913 году. Эта работа сильно отличается от произведений других авторов. В ней сложно узнать модель с картин того же Сомова или Головина. Широкая спина, большой нос, каштановая копна волос, яркая одежда и украшения. Здесь Евфимия Носова словно открывается с другой стороны, представ в театральном образе томной красотки, женщины-загадки.
В 1911 году ее бюст в мраморе и бронзе создала первая русская женщина-скульптор Анна Голубкина, которая окончила Московское училище живописи, ваяния и зодчества, год провела в стенах петербургской Академии художеств, а в Париже получила бесценные советы самого Огюста Родена. Мраморный бюст Носовой приковывает взгляд, здесь она словно древняя богиня, спокойная и величавая.
В годы революции она эмигрировала. Сначала жила в столице Франции. Позже Евфимия Павловна уехала в Рим, где умерла и похоронена в 1976 году.
Свою коллекцию перед отъездом из России она передала на временное хранение в Третьяковскую Галерею и в Театральный музей им. А. А. Бахрушина. Потом всё это станет собственностью государства и будет находится в фондах Третьяковки, в том числе, ее вещи из музея Бахрушина.