На различных этапах своей истории отрасль знания, именуемая психологией, наполнялась различным содержанием.
Например, на рубеже XIX-XX вв. известный американский психолог В. Джеймс (1843-1910 гг.) в фундаментальном труде «Научные основы психологии» полагал, что «психология – это описание и истолкование состояний сознания». При этом под состояниями сознания В. Джеймс понимал «ощущения, желания, эмоции, акты познавания, суждения, решения и т.п.».
Современное отечественное естествознание полагает, что психология – это наука о закономерностях развития и функционирования психики, как особой формы жизнедеятельности. В самом общем виде, психология изучает то, каким образом какое-либо воздействие переходит в психическое отражение и становится регулятором активности живого существа.
Каждая наука располагает своим понятийно-категориальным аппаратом, и важнейшим понятием психологии является психика – свойство высокоорганизованной живой материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении субъективной картины этого мира и регуляции на данной основе своей активности.
Из данного определения вытекают важнейшие характеристики психики.
1) Психикой обладают не все представители живого мира, а лишь высокоорганизованные, которые располагают специфическими органами (т.е. нервной системой), обеспечивающими возможность существования психики. Такими представителями являются животные и человек.
2) Психика обеспечивает способность отражать объективный (реальный) мир (так наз. психическое отражение), получать информацию о нём, формировать об этом мире определенный психический образ, который является более или менее точной копией объектов реального мира.
3) Психика обеспечивает живому существу способность регулировать и формировать своё поведение исходя из полученной извне и/или изнутри информации и, тем самым, даёт возможность длительного существования в постоянно изменяющихся условиях среды обитания.
Таким образом, основная функция психики – приспособительная: регуляция поведения в зависимости от внешних условий.
Психологию (как и любую иную науку) определяют её предмет (т.е. то, что наука изучает и устанавливает) и объект (т.е. что или кто конкретно при этом изучается). Предметом психологии является психика, а объектом психологии – живые существа, обладающие психикой – т.е. животные и человек. (Далее, при обсуждении любых аспектов психологии будет рассматриваться только психика человека.)
Закономерности функционирования психики проявляются в психических явлениях, которые, условно, принято разделять на три класса:
1) психические процессы,
2) психические состояния,
3) психические свойства личности.
Психические процессы вызываются внешними или внутренними воздействиями (раздражениями нервной системы, внутренней средой организма), которые выступают как первичные регуляторы поведения человека. Главная отличительная особенность психических процессов (от иных психических явлений) в том, что они имеют временной интервал действия – начало, течение и конец, и динамические характеристики – длительность и устойчивость.
Класс психических процессов разделяется на три группы. Это:
- познавательные (когнитивные) процессы, связанные с получением и переработкой информации, и благодаря которым человек получает сведения об окружающем его мире и о самом себе. К этим процессам относят ощущения, восприятие, память, мышление, представления, воображение и речь.
- эмоциональные процессы, связанные с субъективной оценкой воспринятой информации. К этим процессам относят чувства, настроения, фрустрация, эмоции, стресс, аффект.
- волевые процессы, связанные с осуществлением человеком активности в неблагоприятных для него условиях. К этим процессам относят борьба мотивов, принятие решений, преодоление трудностей.
Психические состояния характеризуют относительно устойчивый уровень психической деятельности, который проявляется в повышенной или пониженной активности личности.
Психические состояния имеют рефлекторную природу: они возникают под влиянием обстановки, физиологических факторов, хода работы, времени, словесных воздействий и, подобно психическим процессам, имеют свою динамику, которая характеризуется длительностью, направленностью, устойчивостью и интенсивностью.
К психическим состояниям относят проявление чувств (настроения, эйфория, тревога, фрустрация, аффект, депрессия), внимания (рассеянность), воли (растерянность, решительность) и т.д.
В зависимости от обстоятельств и критериев оценки не всегда удаётся провести четкую грань между психическими состояниями и процессами (например, аффекта). Психические состояния влияют на психические процессы, т.е. могут содействовать деятельности человека или тормозить её.
Психические свойства личности характеризуются большей устойчивостью и постоянством, чем психические процессы и состояния. Психические свойства – это наиболее существенные особенности личности, которые определяют количественный и качественный уровень её деятельности и поведения.
К психическим свойствам относят направленность личности, её темперамент, способности и характер.
Психические явления наблюдаются не только у конкретного человека, но и у группы лиц, объединенных какими-то внешними условиями либо обстоятельствами. Явления, обусловленные жизнедеятельность групп (коллективов), именуют групповыми психическими явлениями, которые также подразделяют на три класса – групповые психические процессы, групповые психические состояния и групповые психические свойства.
К групповым психическим процессам, выступающим в качестве фактора регуляции функционирования группы (коллектива), относят общение, межличностное восприятие, межличностные отношения, формирование групповых норм, межгрупповые отношения. К групповым психическим состояниям относят психологический климат, конфликт, сплоченность, открытость (или закрытость) группы и т.д. Наиболее значимыми психическими свойствами группы считают её организованность, эффективность деятельности и т.п.
Групповые психические явления изучает отдельная отрасль психологии – социальная психология.
Обобщая изложенное выше, целесообразно уточнить, что:
- предметом психологии являются психика и психические явления одного человека, а также групповые психические явления
- объектом изучения психологии являются носители психики – человек или группа людей.
Главная задача психологии состоит в исследовании психических явлений.
----------------------------------------------------------------------------------------------------
Делать добро другим – не обязанность. Это – радость, ибо это улучшает здоровье и увеличивает счастье, особенно авторам Яндекс.Дзена :)
Подписывайтесь на канал и ставьте палец вверх!
Читайте также:
История научного успеха. Становление психологии в России