Найти тему
Виктор Карпов

Почему женщины на картинах Рубенса такие "толстые и некрасивые"?

Рубенс. "Суд Париса". 1636 год
Рубенс. "Суд Париса". 1636 год

Рассуждения о том, как менялся идеал женской красоты, принято иллюстрировать картинами великих художников прошлого. Как будто их живопись, это что-то вроде пин-ап плакатов 50-х годов, и смыслом их творчества было создание соблазнительных картинок с привлекательными девушками. Но даже поверхностное знакомство с историей искусства позволяет увидеть наивность и безграмотность такого подхода.

Корреджо. "Леда". 1530 год.    Рубенс."Похищение дочерей Левкиппа". 1617 год.
Корреджо. "Леда". 1530 год. Рубенс."Похищение дочерей Левкиппа". 1617 год.

Менее ста лет отделяют изящную «Леду» Корреджо, например, от пышных женщин Рубенса. Сто лет — срок не малый, конечно. Но неужели идеал женской красоты так радикально изменился в течение XVI века? Почему? И почему тогда легкие, изящные фигуры пуссеновского «Царства Флоры» не имеют ничего общего с грузными телами рубенсовских вакханалий, ведь Пуссен — младший современник Рубенса? Очевидно, великие живописцы не ставили перед собой цель изобразить некий «общепринятый» идеал женской красоты. Они воплощали в зримых образах дух своего времени, и в том, как они трактовали обнаженное тело, выразилось мировоззрение эпохи и ее представление о роли и месте человека в мире. Буйство плоти на картинах Рубенса рассказывает нам о драматичном мироощущении эпохи барокко.

Пуссен."Царство Флоры". 1631 год.
Пуссен."Царство Флоры". 1631 год.

В XVI веке европейская культура «сломалась». Именно тогда разверзлась пропасть между Средними Веками и Новым временем. Европу потрясли религиозные войны, причиной которых было не усиление религиозного рвения, а напротив — желание освободиться от религиозных догм и институтов стесняющих личную свободу и частную инициативу. Роль религии в общественной жизни оставалась огромной, она была мощным политическим инструментом. Католичество и протестантизм стали знаменами политических партий. Но роль веры в мировоззрении людей и в мотивации человеческих поступков резко уменьшилась. Религиозный скептицизм, агностицизм, убежденность в относительности всякой истины — вот то умонастроение, с которым Европа вступала в Новое время. Религиозная картина мира рушилась, а научная еще не была построена. Человеческий дух, как будто, освободился и стремился к грандиозным свершениям, но не находил для себя прочной опоры. Жизнь никогда еще не цвела так пышно, но и смерть никогда не страшила так безнадежно. Вот из этих драматических противоречий и родились культура и искусство барокко.

Рубенс. "Вакханалия". 1615 год.
Рубенс. "Вакханалия". 1615 год.

Именно барокко изобрело привычный нам фонтан, когда струя воды не льется естественным образом, как природный родник, а с силой бьет вверх, в небеса и, кажется, сейчас их достигнет... и не достигает. Обрушивается вниз с высоты, обессиленная. И вся эта драма порыва, торжества и падения разыгрывается перед нами в одно мгновение, все три состояния мы видим одновременно, и падение уже изначально заключено в порыве. Так видело мир барокко, так ощущал его Рубенс. И именно так живут тела на его картинах. Жизнь, не стесняемая ничем, пышно расцветает обилием плоти. Тяжелые, спелые тела написаны золотисто-охристыми тонами, пылают рефлексами от красных плащей и драпировок, и кажется, что от них исходит осязаемое тепло. Но на жаркую плоть уже легли холодные сине-зеленые тени смерти и разложения. Праздник плоти заключает в себе ужас распада, и бренность — оборотная сторона всех плотских радостей. В отличие от богоподобных бессмертных тел Ренессанса, тела Рубенса подчеркнуто тленны. Но в этом есть своя щемящая красота. Плоть прекрасна потому, что уязвима и недолговечна. Ее цветение — лишь миг, на пороге небытия. Именно в этом видел красоту Рубенс.

Рубенс. "Персей и Андромеда". 1622 год.
Рубенс. "Персей и Андромеда". 1622 год.

Что же касается общепринятого идеала женской красоты, то вряд ли он вообще существовал в нынешнем понимании до XX века. Для того, чтобы у женской красоты появились образцовые параметры и стандарты, нужно публично раздеть достаточное количество реальных женщин. На конкурсах красоты, в мужских журналах, в кино, в интернете и социальных сетях, наконец. Но вплоть до XX века обнаженность не была привычной. Публика видела нагих нимф и богинь на картинах и фресках, но обнажение реальной живой женщины было событием интимным, и всегда уникальным для счастливого свидетеля. И, поскольку не было «культуры обнажения», то не было и культурно-значимой практики сравнения физических параметров. «Идеал красоты» был поэтическим образом, а не суммой физических характеристик.

Рубенс. "Возвращение с войны". 1610 год.
Рубенс. "Возвращение с войны". 1610 год.