Электродвигатель греется, когда работает. Это общеизвестный факт.
Если правильно выбран режим нагрузки и охлаждение, двигатель может работать годами.
Но практически имеет ценность только вопрос, какая температура является критичной, а при какой можно не беспокоиться. Рассматривать будем только асинхронные трехфазные электродвигатели, как наиболее широко распространенные.
Для начала посмотрим, что говорят официальные источники.
Что греется в электродвигателе
Основной источник нагрева - обмотка статора. Как и любая катушка, намотанная проводом, она греется. И максимальная температура нагрева ограничена температурной стойкостью изоляции обмоточного провода.
Термическая стойкость провода характеризуется параметром класс нагревостойкости. По этим классам максимальные температуры обозначаются буквами:
Y, A, E, B - эти классы не терпят температуры выше 130 гр, сейчас двигателя с такими обмотками практически не выпускаются.
F - 155 гр - именно с таким классом изготавливается большинство современных двигателей
Н - 180 гр - это уже двигатели спец.исполнения, которые работают в тяжелых условиях - например, в горячих цехах и под палящим солнцем.
Температуры максимума по классам в разных справочниках могут разниться, это зависит от скорости нагрева и условий применения.
Второй источник внутреннего нагрева - подшипники. Подшипники будут греться только тогда, когда они неисправны, либо работают в запредельных режимах.
Причины перегрева
Если с подшипниками всё понятно, то электрических причин может быть много. Вот несколько причин нагрева двигателя:
- перекос фаз
- пониженное или повышенное напряжение
- обрыв фазы (питания или внутри двигателя)
- межвитковое замыкание
- замыкание на корпус
- поломка крыльчатки (отсутствие охлаждения)
- высокая температура рабочей среды
- неправильная схема подключения
- перегрузка в механике привода
В любом случае, допускать двигатель до перегрева не должен мотор-автомат (автомат защиты двигателя), тепловое реле, позистор.
Как измерить температуру двигателя?
Есть несколько способов.
- Рука. Да, рука терпит температуру до 60 гр, дальше - больно. Проверено на практике
- Нос. Если температура больше 80 гр, начитает "пахнуть жареным". Начинает интенсивно испаряться масло, пахнуть пыль, краска, и т.п.
- Термометр с контактным датчиком. Более точный способ, но может быть проблематично или опасно залезть в некоторые места
- Термометр с дистанционным датчиком (ИК). Более простой и безопасный способ, но бывает большая погрешность.
- Тепловизор. Лучший способ для оперативной проверки. Сразу видна вся картина.
- Встроенные датчики. Это могут быть термопары, терморезисторы или позисторы. Можно завести на температурный контроллер или индикатор, а можно - на пороговое устройство, выключающее двигатель по аварии. Лучший способ для постоянного и оперативного контроля температуры двигателя.
Какой способ контроля используете вы?
Какая температура критичная?
Безусловно, при температуре корпуса двигателя +30 он будет работать лучше и дольше, чем при +100 гр. Но и та, и другая температура допускается.
Но до +100 гр. можно спокойно работать и не беспокоиться, а после - нужно обязательно выяснять причину и принимать меры.
Из этого вытекает правило - электрику, ответственному за электрохозяйство, нужно регулярно делать обходы и проверять состояние двигателей и оборудования в целом.
Как у вас с этим на заводе? Расскажите в комментариях!
Статьи в тему двигателей
Если дочитали до сюда, значит тема двигателей вам интересна. Вот, что у меня ещё есть на Дзене:
Как неправильно установлен двигатель, из-за чего он перегревается, можно сказать, вторая часть статьи: